/ Как научить ребенка делать уроки самостоятельно - «Стиль жизни»

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно - «Стиль жизни»

Завершение учебного года далеко не для каждого школьника означает долгожданный летний отдых. Современные педагоги советуют не забрасывать занятия даже на каникулах, а лишь скорректировать нагрузку. Разбираемся, как мотивировать ребенка на самостоятельные занятия летом, помочь ему преодолеть неудобства и страхи, а также подготовиться к новому учебному году, когда «домашка» вновь станет обязательной.11 января 2024

Как передать учебу в руки школьнику, не ругать его за плохие оценки и научить его самостоятельности, рассказали преподаватель онлайн-школы «Фоксфорд» Борис Трушин и доктор психологии Виктория Шиманская.

Объясните, зачем нужна «домашка»

Большинство детей не любят выполнять задания, просто потому что так надо. Родитель может объяснить смысл домашней работы, но главное выступать не в роли учителя, а лишь как наставник и друг.

«У школьников, родителей и даже учителей чаще всего нет понимания, для чего нужны домашние и проверочные работы. Для учителя – это ведь, в первую очередь, знак, можно ли переходить к следующей теме. Суть домашних заданий — проверить, насколько хорошо ребенок понял тему. Если домашнюю работу ученик делает не один, а вместе с родителем, репетитором или кем-то еще, то происходит практически обман учителя, который чаще всего вредит и самому ребенку. Ведь в такой ситуации он начинает думать: “Я разобрался, я сделал домашку на пять”, а на самом деле он еще ничего не знает», – Борис Трушин, кандидат физико-математических наук и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике.

Выполнение заданий в спокойной домашней обстановке помогает лучше проработать тему и выяснить, что осталось непонятным. Осмысление и неоднократное повторение материала позволяют его лучше запомнить. Также выполнение «домашки» развивает soft skills – ребенку в будущем понадобятся навыки самоорганизации и умение быстро находить нужную информацию.

Мотивируйте ребенка выполнять задания и покажите ему, что исследование нового – это интересно: можно проводить опыты по физике, посетить исторический музей или продемонстрировать, как знания математики пригодятся в магазине при расчете скидки.

Создайте условия для учебы

Именно родители могут сделать комфортным выполнение домашней работы. Виктория Шиманская, доктор психологии и создать технологии диагностики гибких навыков Skillfolio, рекомендует обратить внимание на пирамиду потребностей Абрахама Маслоу: по ней можно понять, как правильно заниматься развитием ребенка. Чтобы пробудить у него интерес к учебе, прежде всего, нужно удовлетворить базовые потребности: сон, физическая нагрузка, питание.

Ребенку нужно спать 9-10 часов, для этого установите режим с неизменным временем отхода ко сну и пробуждением и поддерживайте его даже в выходные и период каникул.

Начать утро лучше с небольшой гимнастики — это позволит получить мощный заряд энергии. Вы можете превратить утреннюю разминку в веселую игру, например, используйте для этого спиннер. Приклейте на один из его концов яркую стрелочку и разместите вокруг него картинки с позами йоги для школьников. Вращайте спиннер и выполняйте упражнения, на которые указывает стрелочка. Физические занятия развивают силу, выносливость и помогают снимать стресс.

Добавьте в рацион ребенка продукты, которые стимулируют выработку нейромедиаторов – серотонина и дофамина. Они поднимают настроение, уменьшают стресс, способствуют более эффективной работе мозга. К ним относятся: бананы, брокколи, авокадо, зеленые листовые и оранжевые овощи, орехи, лосось.

Следом за базовыми потребностями в пирамиде Маслоу идет потребность в безопасности. Безопасность в контексте учебы значит удобство. Виктория Шиманская предлагает научить ребенка простому правилу: «Прежде чем приступать к какому-то делу — подготовь пространство, сделай его удобным. Если собираешься заниматься уроками, разложи все, что может пригодиться — тетради, ручки, а после занятия — убери за собой». Так вы научите ребенка безопасному взаимодействию с миром. Грамотно организованное учебное пространство не только экономит время, но и способствует порядку в голове (читайте также: «Как правильно организовать рабочее место для ребенка»).

Подскажите, с чего начать

Иногда нежелание делать домашнее задание вызвано тем, что ребенок просто не знает, как к нему подступиться. В таком случае помогите школьнику преодолеть страх чистого листа: расскажите, с чего начать, как правильно соблюдать последовательность действий и оформить упражнение.

Можете предложить ребенку сначала делать задание в черновике, ведь там не страшно ошибиться, а когда он будет уверен в своих ответах — перенести все в тетрадь.

Для выполнения некоторых заданий понадобится дополнительная информация: пусть под рукой у ребенка будут справочники и энциклопедии, также расскажите ему, где найти проверенную информацию в интернете.

Помогите преодолеть страхи

Учеба и школа вызывают у ребенка немало страхов: боязнь не справиться с заданием, получить плохую оценку, столкнуться с осуждением родителей или даже наказанием. Прежде всего, объясните малышу, что вы любите его не за хорошие оценки и принимаете любым. Поддерживайте самооценку школьника, отмечайте все успехи и помогайте в случае неудач. Введение наказаний за невыполненное задание, угрозы или упреки не способствуют уверенности в своих силах.

Виктория Шиманская поделилась одной из практик, которая поможет отработать страхи — упражнение «Светофор». Разделите лист на три части: наверху будет «красная зона», посередине — «желтая», внизу — «зеленая». Страх может быть полезным, если он возник — нужно понять для чего. Вспомните вместе с ребенком ситуации, в которых он испытывал страх, и помогите ему их описать и распределить по зонам.

«Красный» страх — самый полезный, это наш инстинкт самосохранения. Его нужно поблагодарить, ведь он оберегает и предупреждает об опасности, например, это боязнь высоты. «Желтый» может как помогать, так и мешать, он призывает нас сделать паузу и обдумать дальнейшие действия, например, страх чего-то нового. Такие страхи можно преодолевать вместе с родителями. «Зеленый» — это наши фантазии и фобии, им можно смело идти навстречу и побеждать, например, боязнь темноты или страх плохой оценки.

«Чтобы управлять своими эмоциями, нужно отделить эмоции от себя. Для этого можно нарисовать страх в нелепом виде, слепить или придумать про него смешную историю», — советует Виктория Шиманская.

Научите расставлять приоритеты

Часто случается, что учителя разом задают много заданий по нескольких предметам. В такой ситуации ребенок не знает, за что хвататься и как все успеть, ухудшается его качество жизни, он переутомляется и чувствует себя разбитым. Родитель может грамотно скорректировать процесс и направить школьника.

Во-первых, научите ребенка выделять важное и принимать ответственные решения. Доверьтесь ему — он лучше знает, что можно отложить, что сделать на переменке или уточнить на уроке.

Во-вторых, если выполнение домашних заданий занимает у ребенка все свободное время, необходимо поговорить с учителями или даже сменить школу. Ребенок должен нормально высыпаться, и у него должно быть время на безделье, учеба — это еще не вся жизнь.

«В идеале объемы домашних заданий должны быть согласованы между учителями. Не должно быть такого, чтобы за один день ребенку нужно было сделать много разных заданий. Обучение — это довольно тяжелый труд, ненормально, если у ребенка 5-6 уроков в день, а потом он еще тратит на работу дома больше 2-3 часов. Основная цель родителя в таком случае поговорить с учителями или директором.

В средней и старшей школе дети сами должны справляться с этой проблемой, понимать, что лучше поспать, а не сидеть до двух часов ночи с рефератом. Надо уметь чем-то пренебрегать», — считает Борис Трушин (читайте также: «Навыки будущего: какие умения нужно прививать детям уже сегодня»).

Как быть, если ребенок не справляется

Если учеба дается школьнику с трудом, постарайтесь найти истинную причину: конфликты с одноклассниками, проблемы со здоровьем, слишком сложные темы. Задача родителя — быть союзником и помочь ребенку принять правильное решение.

Есть сложности с математикой — найдите репетитора или курсы в интернете. Здесь важно понимать, что цель любых дополнительных занятий — это лучше понять тему, а не выполнить домашнее задание вместе со школьником.

Если ребенок плохо видит, что пишет учитель на доске или у него болит голова при чтении учебника, написанного мелким шрифтом, поможет посещение окулиста.

Как решить конфликты со сверстниками и разобраться в себе – расскажет психолог, нет ничего стыдного в том, чтобы обратиться к специалисту. Поддержите ребенка и объясните ему, что это нормально.

Если домашних заданий слишком много или возник конфликт с учителем — обратитесь к директору школы.

Из любой ситуации можно найти выход, главное — быть на одной стороне со своим ребенком. Только родительская любовь и забота способны пробудить интерес к учебе, а когда есть интерес — сложностей с выполнением уроков не возникает.

Marie Claire Editorial

Фото: Getty Images

11-01-2024, 11:43
Вернуться назад