Аромат — это всегда некое послание, которое мы отправляем в мир, сообщая о себе и о своих намерениях определенную информацию. Чтобы посыл был услышан и правильно понят, он должен быть не только приятен нам, но и уместен в предлагаемых обстоятельствах. И хотя понятие парфюмерного этикета довольно условно, есть закономерности и негласные правила, которые делают коммуникацию с другими людьми более приятной, а иногда и более эффективной.
Выбор композиции в какой-то степени зависит от времени суток. Если говорить про утро- день-вечер, то я бы совместила эту историю с моим любимым «кругом Майкла Эдвардса», известного парфюмерного критика. Описанный им «круг» открывается цитрусовыми нотами, потом идут водные и травяные, следом за ними — флоральные (цветочные), переходящие в специи, которые в свою очередь перетекают в мох и древесные ноты.
Когда все это смешивается, получается так называемый «фужер». Вот эта гениальная схема и может стать подсказкой для правильного решения. Свежее утро — это цитрус, трава, вода. Наполненный делами и встречами день — время цветов, сначала легких полевых (колокольчиков, ромашек, максимально близких к звучанию зелени), а потом более ярких и «звучных» (таких как ландыш, роза, пион, гардения). Ближе к вечеру в свои права вступают разнообразные специи: от розового перца до корицы. И, наконец, на самый поздний час можно смело приготовить древесные, смолистые, удовые композиции. В этом плане моя любимая марка на день — это Jo Malone London. Она идеальна, как дневная библиотека ароматов, продуманная «для меня» и на каждый день. Я пришла, купила там розу, потом грейпфрут, потом мимозу… и все, можно больше ни о чем не думать! Ведь когда ты смотришь на сложносочиненный шедевр, то в голове выстраивается целая цепочка: какие сегодня встречи, нужно ли забежать школу к детям, продержится ли аромат до вечера… не тяжеловато ли, не сложновато ли. А тут такая прекрасная чистая линия, которая подойдет «и на завтрак, и на обед, и на ужин». Просто хрустальная женская история.
В офис
Как ни удивительно, но часто люди одной профессии имеют общие парфюмерные предпочтения. Так, молодые служащие, только начинающие свою карьеру, как правило, проходят на работу, буквально благоухая свежестью. Что вполне логично: так они демонстрируют свою энергию, готовность что-то делать, смелость и решительность. Цитрусовые, акватические и зеленые ноты идеально передают такой посыл. За такими композициями стоят утренняя пробежка или спортивный зал, здоровый завтрак и невероятная динамика молодости. Менеджеры высшего звена, достигшие определенных высот, предпочитают «богатые» ароматы сандала, палисандра, ветивера. Эти редкие и поэтому дорогие во всех смыслах ингредиенты звучат неброско, но уверенно, подчеркивая профессиональный или социальный статус.
Люди творческие предпочитают более глубокие и сложные парфюмы, шлейф которых напоминает им запах кулис, винтажных костюмов, букеты в гримерке. Речь идет о пудровых композициях с нотами фиалки, ириса, табака, специй… Врачи, учителя, воспитатели традиционно отдают предпочтение цветочным духам, как бы позволяя себе быть женщиной, несмотря на ежедневную огромную ответственность и постоянную необходимость принимать серьезные решения. Белые цветы, роза, пион, гардения — эти милые любому дамскому сердцу ноты дают возможность побыть слабой и соблазнительной даже тогда, когда ты спасаешь человеческие жизни.
Может ли аромат помочь подняться по карьерной лестнице? Я бы сказала, что в какой-то мере да. Если ваш парфюм нравится начальнику, то, возможно, он будет чаще вызывать вас в кабинет и вольно или невольно симпатизировать вам. Но в случае, когда какие-то ноты категорически раздражают шефа, вызывают головную боль, повышают раздражительность, он, скорее всего, будет избегать личных встреч, стараясь отдалить вас (а на самом деле — избавиться от причины своего недомогания).
Дурной тон: Однозначно не стоит «носить» в офис слишком яркие пронзительные ароматы с такими нотами, как, например, тубероза, которая вообще в нашем климате очень неоднозначна (особенно в жару). Также не рекомендую в «офисных» композициях ландыш, сирень и даже иногда пион, который может звучать слишком «откровенно». Это навязчиво, отвлекает и создает в ощущение духоты и какофонии запахов.
В театр
Многие женщины держат на работе специальный флакон духов «для вечера». Это правильно, но парфюм не должен быть слишком сильным. Не стоит забывать, что весь рабочий день вы ходили на встречи, сидели за компьютером, переживали, тратили силы и напрягались… Одним словом, эмоции к вечеру уже совсем не на том уровне, чтобы вытянуть броский неоднозначный аромат. Кроме того, композиции «на выход» требуют идеальной чистоты и тела, и одежды. А в офисе далеко не всегда есть возможность освежиться перед мероприятием и поменять наряд.
Если же вы идете в театр из дома, где целый день накапливали положительную энергию, собирались не спеша, с удовольствием, то можно позволить себя практически все — в парфюмерном плане, конечно. Ведь вы готовились к этому событию, выбирали более торжественный наряд, надевали украшения. Безусловно, это особый случай, который требует специальных духов. Если вы открыты к любым нотам, то советую обратить внимание на специи: ваниль, мускус, амбру. А также послушать фужерные, мшистые, смолистые ароматы, которые идеально сочетаются с шикарными брошами. Ведь, согласитесь, винтажная брошь и грейпфрут — это же нонсенс… Если уж вы сделали укладку и покрыли ногти фиолетовым лаком Сhanel, то хочется добавить к этому какого-то пьянящего аромата: виски, красного вина. Пускай вот это и будет. В театр хочется нарядиться, в том числе нарядиться и духами.
Дурной тон: Есть набор нот, которые у некоторых людей вызывают удушающий эффект. Это прежде всего шоколад, печенье, сгущенка и карамель. Даже если вам хочется закутаться в шелка и меха (априорно удушающие ноты), то пожалуйста, но не стоит этого делать в местах, где люди испытывают сильную эмоцию. Там подобные ароматы встраиваются плохо, особенно если сидящие с вами в одном ряду театралы тоже использовали гурманские ароматы. Еще не рекомендую мужчинам в театр выбирать свежие цитрусовые ароматы, так называемые «ароматы душа». Все, что предназначено для бритья и после спорта, должно оставаться дома, хороший костюм и особенный вечер — повод продемонстрировать хороший парфюмерный вкус.
В модный бар и на романтический ужин дома
Обычно в популярных местах, где много народу, хочется быть модной, так сказать, в тренде. Поэтому все цветочные ароматы исключаем сразу. Единственная форма женственности, которая здесь будет к месту и ко времени, — это сексуальная женственность. Она должна так вибрировать с нотами сладкого сандала или мокрыми пачули, чтобы мужчина очень сильно захотел понюхать… ваше декольте.
А вот романтический вечер вдвоем, наоборот, требует приглушенной чувственности без лишней истерики. Дома пригодятся ароматы «чистоты» и свежести (легкие белые цветы, зеленые листья, водные ноты, озоновые) в чуть более ощутимой дозировке. Также допустима умеренная сладость: молоко, мягкая ваниль — такое «обещание нежности».
Дурной тон: Ноты розы и гардении вряд ли будут оценены по достоинству на вечеринке в модном баре. Мужчины, возможно, и отдадут вам дань уважения, но, посидев рядом пару минут, пойдут искать что-нибудь потеплее и посмолистее.
В самолете
Золотое правило гласит: как бы не была сильна наша зависимость от ароматов, мы не должны травмировать людей рядом. Но это не означает, что придется путешествовать исключительно «а-ля натюрель». Для этой проблемы есть прекрасное решение в виде парфюмерных масел, которые сейчас так активно выпускают косметические марки.
Вам даже не нужно возить с собой флакон. Нанесли несколько капель на запястья и за мочки ушей и сидите спокойно в своем арома-коконе. Масло захватывает вокруг себя не так много пространства, оно скорее обозначает территорию и создает вашу собственную зону комфорта. Хочется повторить: все предельно интеллигентно, никакого душа для окружающих.
Дурной тон: Самый ужасный (во всяком случае, с этической точки зрения) момент в перелетах — это когда перед посадкой женщины достают из сумочек ароматы и начинают ими буквально поливаться. Неужели кто-то правда думает, что это освежает и придаёт определённый шарм? После полёта абсолютно у всех, даже у пилотов, нервная система взвинчена, а значит, возбуждены нервные окончания, которые сильнее реагируют на любые раздражители, в том числе и на парфюмерные. Так что запретить, просто категорически запретить такое поведение.
В храме
По моему мнению, в храме духи неуместны. Там есть свой аромат — своя аура. Ведь аромат еще и создает атмосферу вокруг себя, которой не надо мешать. Ладан, мирра — то, что всегда ассоциируется со святыми местами. Однако, выходя из церкви, иногда хочется задержать внутреннее ощущение. Так что не случайно ноты миры и ладана часто встречаются в хорошей парфюмерии. Например, из совсем нового — композиция Kingdom of Dreams, Laurent Mazzone с йеменским ладаном, янтарем, черным перцем. Это как бы один путь. Но есть и другой — прочтение религиозных символов с помощью тех или иных нот. Так, роза — символ страдания, лилия — невинности и так далее. И если вам приятно находиться внутри этих ассоциаций, то почему бы и нет… Я сама инициировала и принимала участие в создании линейки «Монастырский сад», основанной на ингредиентах-символах и ассоциациях, связанных с православием. Это и «Малиновый звон», где звучат персик, малина, сладкие цветы и «белые ризы» с холодными аккордами травы и березы.
Дурной тон: Наносить любой парфюм перед посещением храма, а также в светской жизни использовать аромат, полностью копирующий запахи церкви, по меньшей мере, нетактично. Нужно четко понимать: в церкви свои ароматы, а в миру свои, и мешать эти понятия не стоит.
Наталья ЧеркасоваЭксперт в области парфюмерии, куратор проекта La Niche.
Фото: архивы пресс-служб, Getty Images