5 августа 2022 года не стало одного из легендарных дизайнеров нашего времени: Иссей Мияке скончался после продолжительной борьбы с раком печени. Культовый модельер — настоящий новатор в fashion-индустрии. Его работы предопределили развитие моды, он виртуозно работал с тканью, использовал новейшие технологии, а также как никто другой гармонично объединял искусство и моду воедино.
Мияке родился в Японии, в городе Хиросима в 1938 году. В возрасте 7 лет будущий дизайнер пережил первую в истории ядерную катастрофу, с последствиями которой он боролся всю жизнь. О тяжелом и страшном прошлом модельер практически не говорил, увлекаясь идеями светлого будущего. Отсюда в работах японского дизайнера столько отсылок к футуризму, а также увлечение новейшими технологиями.
Кутюрье прославился виртуозной работой с тканью: он использовал высокотехнологичные ткани и текстиль для создания подиумных образов, а также разработал специальную технику плиссировки материала, который стал использоваться в кутюрных линейках. Рассказываем о самых знаковых творениях Иссея Мияке, которые изменили мир моды (читайте также: Красота спасет мир: самые потрясающие образы звезд в нарядах Schiaparelli, от которых замирает сердце).
Мастер плиссировки и Pleats Please
Одно из самых легендарных достижений японского дизайнера — техника плиссе, которая стала главной составляющей ДНК бренда Issey Miyake. По задумке модельера, плиссировка создавалась нет на материале, а уже на готовой одежде. То есть платье, юбку или топ помещали между бумажными слоями и прижимали горячим прессом. Такое инновационное изобретение должно было облегчить процесс создания одежды, ведь дизайнер работал уже с готовой одеждой просто доводил ее до совершенства. Да и сам предмет гардероба становится более практичным: ткань сохраняет складки, ее не требуется гладить.
Наряды Pleats Please до сих пор выглядят актуально и стильно. За свое изобретение Иссей Мияке был удостоен Ордена почетного легиона, а также степени доктора в лондонском Королевском колледже искусств.
Те самые идеальные черные водолазки
Черная водолазка была неотъемлемой частью образа Стива Джобса, основателя компании Apple. Благодаря невероятному успеху американского предпринимателя, этот предмет гардероба стал ассоциироваться с удачей, богатством и высокими достижениями. Стиль Джобса многие пытались копировать: основатель Apple всегда носил черную водолазку, синие джинсы и кроссовки. Такой простой образ одного из самых богатых людей на планете не мог не очаровывать. Но, разумеется, за этим луком кроется интересная история. В гардеробе Стива была целая коллекция водолазок, созданная специально для него Иссейем Мияке. Дело в том, что японский дизайнер разрабатывал униформу для работников Sony, куда с визитом как-то отправился Джобс. Предприниматель так увлекся идеей создания униформы, что предложил японскому кутюрье придумать одежду для сотрудников Apple. В Америке эту идею отвергли, но Стив тогда решил проблему своего личного гардероба — теперь мужчина одевался одинаково каждый ден. Интересно, что после смерти Джобса в 2011 году Мияке приостановил выпуск черных водолазок, как у основателя Apple.
Одежда из бумаги
Материал, который всегда завораживал японского дизайнера, — это бумага. И ее он использовал для создания своих невероятных дизайнов. Мияке исследовал и изучал материал, а также заказывал особую бумагу, которая была создана вручную мастерицами из Сираиси на севере Японии. Для дизайнера было важно работать именно с ремесленниками, воскрешая их мастерство: он постоянно обращался к традиционным техникам Японии, пытаясь подарить забытым технологиям новую жизнь.
В 2011 году Иссей Мияке презентовал коллекцию вещей из бумаги, которая выглядела очень даже носибельно. На подиуме манекенщицы также показались в похожих вещах, но выполненных уже из традиционных материалов. Мияке также разработал коллекции предметов для дома, для которых использовал бумагу и технику оригами (читайте также: Прощайте, маэстро: 10 невероятных коллекций Тьерри Мюглера, доказывающих его гениальность).
Боди с татуировками
В 1971 году в Нью-Йорке Иссей Мияке впервые презентовал коллекцию одежды с принтом, имитирующим татуировки. Знаковая линейка Tattoo стала настоящим модным прорывов, предопределив тренд на десятилетия вперед. Кутюрье разработал платье и мужской комбинезон с росписями ручной работы, изображающие икон того времени — Дженис Джоплин и Джими Хендрикса. Трибьют рок-н-роллу и современному искусству, а также оммаж традиционному японскому тату-искусству «Ирэдзуми» произвели настоящий фурор: к концу 70-х годов, вдохновленные примером японского новатора, многие другие дизайнеры обратятся к тату для создания новых коллекции. Позже принты в виде татуировок появятся в работах Жана-Поля Готье и Мартина Маржелы.
Коллаборация с Ирвином Пенном
Мода и фотография всегда шли рука об руку: красивые кадры помогают правильно презентовать работы дизайнера, а также создавать определенную эстетику и тему, в котором оперирует бренд. Для Issey Miyake самые красивые снимки делал американский фотограф Ирвин Пенн, чьи работы регулярно печатались в лучших международных глянцевых изданиях. На протяжении 14 лет японский кутюрье отправлял свои творения именно Ирвину, чтобы тот снимал их в привычной ему эстетике. Пенн не только фотографировал наряды Мияке, но еще и участвовал в креативном процессе, придумывая, как лучше завернуть метры плиссированной ткани, создать объем и обыграть и без того превосходный дизайн.
A-POC
Еще одна техника, ставшая ДНК бренда Issey Miyake, — a piece of cloth или «кусок ткани». По этой технологии японский кутюрье создавал вещи из одного отрезка материала. По мнению дизайнера, он мог здесь себя не ограничивать и придумывать огромное количество различных способов превратить отрезок ткани — в настоящий арт-объект. Первые результаты концепции увидели свет в 1999 году. Мияке всегда ставил перед собой задачу создавать не только красивую одежду, но еще и комфортную, а поэтому в своей карьере фокусировался именно на разработке новых технологий производства одежды, которая бы стала более экологичной и эргономичной.
Униформа для литовской олимпийской сборной
Многих известных дизайнеров приглашали к созданию одежды для олимпийской сборной. Но, наверное, самая красивая и роскошная досталась литовским спортсменам. В творениях японского кутюрье команда отправилась на Олимпийские игры в Испании в 1992 году. Мияке всегда считал, что именно спортивная одежда — самая инновационная, а потому за ней и будущее. В работе над униформой олимпийских спортсменов японец, конечно, обратился к своей фирменной технике плиссировки ткани, что помогло спортсменам с разным телосложением и ростом получить идеально сидящую на них одежду.
Современные коллекции
Иссей Мияке покинул должность креативного директора собственного бренда в 2007 году. С тех пор эту позицию занимали несколько японских дизайнеров, которые уверенно продолжали дело основателя марки. В новых коллекциях бренда особое место уделялось знаковым техникам работы с тканью, а также переосмыслению культовых работ Мияке на современный лад. Бренду удается быть актуальным и по сей день.
Фото: Getty Images, Legion-Media, архивы пресс-служб, myclothingarchive,