Fashion Factory School — школа бизнес-образования, которая входит в Ultimate Education. Именно здесь учат запускать fashion-бренды и готовят новые кадры для модной индустрии: от стилистов и байеров до бренд-менеджеров. Представители школы делятся с нами размышлениями о современной российской индустрии, цифровизации и спросе на бизнес-образование.
На вопросы отвечают:
Анна Дубровина, бренд-директор Fashion Factory School
Татьяна Дьяконова, руководитель отдела образовательных программ Fashion Factory School
Мария Челяденкова, сооснователь и управляющий партнер Factory School
Мария Аббасова, продюсер направления Digital Fashion
Кого в настоящий момент можно назвать перспективными фэшн-предпринимателями?
Анна: Безусловно, российских успешных брендов много. Последние 3 года они с честью проходят сложнейшие испытания, при этом активно развиваются и растут. Отрадно, что многие из них — выпускники нашей школы. Это и бренд премиального трикотажа Present&Simple, и 2MOOD, TOTTI, и универсальный Selfmade, и бренд белья My Nude Nymph, и украшения OHMY, и многие-многие другие.
Невозможно не отметить тот путь, который проделали 12storeez, Monochrome, Sorelle, 2MOOD, Studio29. Почти все они в турбулентные 12 месяцев открыли флагманские магазины, а сейчас расширяют линейки и инвестируют в сервис. Отдельно замечу, что руководители брендов щедро делятся знаниями и опытом с начинающими предпринимателями и преподают в нашей Школе. И это при том, что параллельно они выводят из кризиса собственные бизнесы.
Какими платформами для демонстрации своего творчества располагают молодые бренды?
Анна: Считаю, что основной платформой для брендов все равно остаются соцсети. Это стильные визуальные площадки, на которых логично презентовать и новые коллекции, и лукбуки, и имиджевые съемки. Более того, бренд получает обратную связь от аудитории незамедлительно. Причем я говорю как о собственных платформах, так и о партнерских и платных размещениях.
Особенно отмечу рост Телеграма: из мессенджера он превратился в полноценную экосистему. Как потребитель, я сама постоянно реагирую на новости об акциях, распродажах и новых коллекциях у заслуживших мое доверие админов телеграм-каналов. Это стратегически правильно: бренды диверсифицируют контент и каналы его дистрибуции.
За последний год медиаландшафт кардинально изменился и продолжит меняться. Мы чутко реагируем на запрос рынка: уже в начале апреля запускаем курс, посвященный фэшн-PR в новых реалиях. Никакой воды и абстрактных рассуждений, только эксперты-практики и их кейсы.
Какие модные мероприятия являются ключевыми в России? Где можно увидеть молодые таланты своими глазами?
К сожалению, сейчас нет единого мероприятия, которое объединило бы небольшие локальные бренды. Но стоит отметить, что марки берут ситуацию в свои руки и генерируют инфоповоды и мероприятия сами.
Насколько актуальны fashion-профессии в современной России?
Татьяна: Модная индустрия в России активно развивается и будет развиваться, и никакие кризисы этот процесс не остановят. Любой предприниматель и HR-специалист подтвердит: даже в кризис, вернее, особенно в кризис, нужны сильные специалисты. Выпускники FFS востребованы на рынке труда, это факт.
Более того, за последние 10 лет в российской модной индустрии произошел квантовый скачок: на рынке появились достойные локальные бренды. Многие из них уверенно встали на ноги и открыли собственные производства, розничные магазины постоянно нуждаются в специалистах. Например, 12storeez является достаточно крупным работодателем в индустрии: сейчас там открыты 92 вакансии (по данным hh.ru).
Не будем лукавить, сейчас очень востребованы профессионалы в швейной промышленности — от швей до руководителей крупных текстильных производств. Но при этом мы видим большой запрос на продакт-менеджеров, пиарщиков, маркетологов, контент-креаторов и бренд-менеджеров.
Есть ли у выпускников Fashion Factory School перспективы для работы на международном рынке?
У преподавателей FFS есть опыт работы в международных брендах, и они щедро делятся экспертизой. Диплом и знания, которые дает Школа, — это хорошая база. Однако правила поиска работы за рубежом таковы, что любое российское образование придется подтверждать зарубежным дипломом. Справедливости ради стоит отметить, что многие эксперты уверены, что цифровая мода — относительно прямой путь на международный рынок. Многие наши выпускники тестируют этот трек: создают свои проекты, собирают портфолио и в перспективе пары лет планируют выходить на международный уровень.
Какова статистика записи на курсы? Наблюдается ли повышение или падение спроса?
Мария Челяденкова: На первый взгляд это кажется удивительным, но в 2022 году спрос на наш бестселлер — курс по запуску модного бренда с нуля Impulse PRO — вырос более чем на 40%. Однако если вы мечтали сделать что-то свое, то сейчас самое лучшее время: потребитель поддерживает локальные марки, меньше конкуренции, больше возможностей для маркетинга и коллабораций. Более того, логистика почти нормализовалась, и курсы валют позволяют выгодно покупать ткани. Как говорят, открылось «окно возможностей». Но только для тех, кто действительно любит моду. Не стоит забывать, что это достаточно тяжелый бизнес, хотя, безусловно, красивый.
Татьяна: Хочу добавить, что в этом году у нас значительно выросло количество студентов на направлениях «Бренд-менеджмент в Fashion» и «Контент-креатор в Fashion». Это подтверждает тезис Маши: после окончания курса Impulse PRO люди открывают свои бренды и либо идут учиться сами, либо отправляют своих сотрудников получать дополнительное образование для того, чтобы строить бренд как бизнес.
В 2023 году мы планируем расширять наш факультет профессий в Fashion, а также запустим центр карьеры и стажировок, чтобы помогать нашим студентам с трудоустройством в российские fashion-компании.
Школе в этом году исполняется 10 лет. Как изменился спрос на бизнес-образование за это время?
Мария Челяденкова: Как и 10 лет назад, самым востребованным продуктом остается курс по созданию собственного бренда Fashion Impulse PRO.
На наш взгляд, это связано с развитием социальных сетей: благодаря им можно быстро и с минимальными вложениями запустить свой бренд. С другой стороны, в России появляется все больше и больше достойных, действительно модных брендов: потенциальные студенты вдохновляются ими и тоже хотят рискнуть и попробовать запустить бизнес.
Конечно, из года в год спрос на некоторые продукты меняется. Например, раньше былипопулярны курсы по работе со швейным производствами. Сейчас ситуация на рынке изменилась: швейных цехов стало значительно больше, сервис и уровень их работы улучшился. Они стали лояльнее относиться к небольшим брендам и готовы консультировать новичков.
По понятным причинам сейчас растет интерес к теме е-коммерс и маркетплейсам. Очевидно, что в вузах невозможно получить такое образование. При этом острый запрос у рынка существует прямо сейчас. Конкуренция за сотрудников высокая, и, к слову, зарплаты соответствующие.
Fashion Factory School предлагает курс по разработке цифрового бренда. Что такое digital fashion и насколько подобное явление распространено среди молодых русских дизайнеров? Можем ли мы говорить о тотальной цифровизации современной моды?
Мария Аббасова: Digital Fashion — новая эпоха развития модной индустрии. Пока это скорее явление, будоражащее общественность. Однако эксперты сходятся в одном: цифровая мода — крайне перспективное и быстро развивающееся направление.
О тотальной цифровизации именно в моде говорить еще рано. Не все готовы ее принять, особенно потребители физической одежды. Однако первое поколение дизайнеров цифровой моды уже удачно сформировалось. Все ребята в данной сфере регулярно работают над новыми проектами, создают и обогащают индустрию. А мы обучаем кадры для этой сферы и наблюдаем за невероятными творческими коллаборациями выпускников Школы.
Что является самым важным для становления бренда?
Татьяна: Если мы говорим о дизайнерах как об основателях модных брендов, то я бы брала во внимание не столько талант творца, сколько талант предпринимателя. Принципиально важно уметь видеть свой продукт на 360 градусов: от миссии и идеи до ценообразования и логистики. Этому мы и учим в FFS.
Человеку с сильным творческим началом очень сложно создать коммерческий модный бренд в одиночку. Все мы знаем много таких печальных историй. Дизайнерам нужно или прокачивать собственные скилы предпринимателя (учиться мыслить цифрами, погружаться в маркетинг), или искать партнера. Такие случаи в нашей Школе тоже были.
Фото: архивы пресс-служб, Дима Бабушкин