Королевские туры уже давно стали визитной карточкой БКС. Причем гардеробам монарших особ публика всегда уделяет особое внимание. Одни высчитывают стоимость нарядов, другие восхищаются дипломатическими уловками стилистов и ищут скрытые смыслы в украшениях, которые представительницы королевской семьи добавляют к нарядам. Поводом для журналистских материалов может стать все: от впечатляющих вечерних образов баснословной стоимости до выглядывающих из-под платьев этикеток. И за все это ответственны, конечно, совсем не сами «виновницы торжества».
В 2018 году за 16 дней тура по Австралии и Океании герцогиня Меган сменила больше тридцати нарядов, и эта поездка для нее во всех смыслах была самой громкой и важной. Во втором в ее жизни осеннем туре по Африке масштабы были поменьше, да и в целом за время жизни в статусе королевской особы герцогиня уже собрала достаточно большой гардероб, чтобы нет-нет да и повториться в своих выходах. И хотя во второй раз у Меган не было возможности вновь переодеваться 38 раз, тогда она в большей степени сконцентрировалась на продвижении африканских и британских лейблов — что не могло не радовать британских подданных и жителей страны.
«Мода была частью королевской жизни на протяжении веков и элегантно использовалась всеми [королевскими особами], начиная с королевы — это помогало сделать так, чтобы путешествия за границей проходили максимально гладко, — однажды сказала Ханна Фернесс, королевский корреспондент The Telegraph. — Привычке королевы носить украшения с отсылками к стране, которую она посещает, вторила любовь к дипломатическим приемам молодых герцогинь, их стремление к поддержке местных дизайнеров. Польстить принимающей стороне может даже цвет одежды».
Например, в своем первом заокеанском туре искусством цветовой дипломатии воспользовалась герцогиня Меган. Сассекская, давно известная своей любовью к черному и темно-синему, спустилась с трапа самолета в королевстве Тонга в алом наряде, чем явно удивила модных критиков — такой выбор был крайне нетипичен. Однако секрет цветотерапии был раскрыт моментально: красный — цвет флага королевства Тонга, и платье в таком оттенке стало милым и довольно лестным комплиментом для принимающей стороны. Аналогичный метод в своем первом туре герцогиня использовала во время государственного приема на Фиджи: Меган появилась в безупречном платье-кейпе голубого оттенка от Safiyaa — тон в тон флагу страны.
Важно учесть все нюансы поездки и разбираться в культуре принимающей стороны — так, чтобы не попасть впросак, как первая леди США, во время своего выхода в Африке, когда она предстала в шляпе колонизатора (читайте также: Почему «африканский» гардероб Мелании Трамп оказался таким спорным). Конечно, самостоятельно герцогини и принцессы по бутикам не ездят и физически не смогут распланировать весь гардероб для поездки. Для этого в их большой команде есть настоящие профи.
Главная помощница герцогини Кейт известна уже давно: Наташа Арчер — ее преданная гардеробная фея, на протяжении многих лет ответственная за гардероб Кембриджской, в том числе и для туров. Ситуация с Меган не так прозрачна: инсайдеры считали, что все время жизни в королевской семье к мероприятиям герцогиню готовила давняя подруга экс-актрисы Джессика Малруни, однако на фото она появлялась не так часто.
В отличие от портных, работавших с королевскими особами в прошлом, стилисты должны учитывать множество факторов, какими бы незначительными они ни казались. Сьюзен Келли, которая руководит влиятельным источником о стиле герцогини Кейт What Kate Wore, часто рассказывала о роли Арчер и Малруни, а также Вирджинии Чедвик-Хили, бывшего редактора Vogue (она работала с герцогиней Кембриджской, пока основной стилист Арчер была в декретном отпуске). «[Они] хорошо осведомлены о стилевых направлениях. Они изучают места за месяцы до поездок и знают, что будет хорошо выглядеть на фото, а что нет. Они также понимают, как материал драпируется, какие ткани слишком легко мнутся, какие бренды могут выглядеть баловством и множество других модных фактов». Келли также отмечает, что стилисты ответственны за подбор цвета наряда к локации. «С королевским стилем довольно сложно разобраться. Их одежда должна привлекать внимание, но не отвлекать от важной работы, которую они выполняют», — считает Кэти Николл, королевский обозреватель Vanity Fair (читайте также: 6 модных советов от Вирджинии Чедвик-Хили, стилиста герцогини Кейт).
Именно поэтому мы никогда не увидим монарших особ в ультрамодных аутфитах от Vetements или Off-White. Создание образов вне времени — это главная цель королевских стилистов, которую разделяет монархия, поэтому первые партии всегда отводятся классике и принципам долгосрочной актуальности нарядов. Один из ключевых модельеров Королевы, Харди Эмис, который начал работать с Ее Величеством еще в 1950-х годах, написал в своих мемуарах: «Стиль гораздо более предпочтителен, нежели шик. Стиль уважает прошлое; шик, с другой стороны, безжалостен и существует исключительно для настоящего».
Те же требования касались и более молодых королевских особ. Их гардеробы планируются в течение нескольких месяцев: помощники тщательно изучают обязательства по расписанию и местные обычаи, о которые также необходимо помнить. Чтобы учесть абсолютно все, королевские особы и их помощники проводят специальные встречи с дизайнерами.
В 2018 году году журналисты отыскали письмо, которое писала фрейлина принцессы Дианы Энн Беквит-Смит дизайнеру Элизабет Эмануэль в 1986 году. Послание дает некоторое представление о брифингах, которые дизайнеры проводят при планировании туров. «Необходимо соблюдать определенные особые требования к одежде, — написала она. — Их Королевское Высочество посетит Оман, Катар, Бахрейн и Саудовскую Аравию… Во всех случаях скромность — это главная задача».
К слову, с Элизабет Эмануэль и ее мужем Дэвидом Диана сотрудничала давно. И именно они разрабатывали основную базу гардероба принцессы во время ее тура по Ближнему Востоку. По воспоминаниям основателей бренда, Диана пригласила их во дворец обсудить все детали приближающейся поездки. Для Элизабет и Дэвида это было довольно необычно — как правило, Диана сама приезжала в их ателье на Брук-стрит. «Я нарисовала так много эскизов к этой встрече, и это было похоже на то, как мы работали над ее свадебным платьем, — вспоминала Элизабет в интервью для The Telegraph. — На столе было слишком много эскизов, поэтому мы просто сидели на полу со всеми образцами ткани. Мы закончили на том, что сделали несколько нарядов для тура по Ближнему Востоку, думаю, восемь или девять, и вы можете увидеть некоторые из моделей, которые мы в итоге использовали, на снимке. У нас был список того, что она будет делать [в туре], и обычаев каждого региона».
Когда принцесса Диана посещала Австралию и Америку в 1985 году, ее гардероб для тура включал в себя 20 дневных нарядов, 12 шляп, более 12 вечерних платьев, 15 туфель и сумок, 19 пар сережек, две диадемы и восемь ожерелий — все это было упаковано в чемоданы и сумки с кодированием по цветам.
Однако тщательная и заблаговременная подготовка нарядов не уберегает дизайнеров от форс-мажоров. С одним из таких столкнулся основатель бренда THEIA Couture, который готовил наряд для государственного ужина герцогини Сассекской в королевстве Тонга в 2018 году. «Когда ее стилист связался со мной, чтобы узнать, смогу ли я сделать платье для австралийского тура, я бросил все, что мы на тот момент делали (а мое свадебное шоу было всего через неделю) и сразу же начал работать над платьем Ее Высочества», — вспоминал дизайнер Дон О'Нил. Однако после того, как работа над нарядом была закончена, дизайнера ожидал сюрприз. «Мы закончили платье за два дня, отправили его и получили подтверждение, что герцогине оно понравилось, но с одной оговоркой. Нам нужно было переделать его с дополнительным припуском на шов. Мы сразу поняли, зачем требовался этот дополнительный объем», — рассказал О'Нил. На тот момент широкая общественность еще не знала, что герцогиня беременна, и дизайнер фактически стал обладателем эксклюзивной информации.
Багаж королевских особ для туров совсем не ограничивается только одеждой, обувью и аксессуарами. Отдельное место занимает косметика. Часто королевсакие особы делают макияж самостоятельно, однако в путешествия с ними нередко отправляются и стилисты по волосам. Меган раньше обращалась за помощью к Джорджу Нортвуду (любимцу Алексы Чанг и Рози Хантингтон-Уайтли) — за его услуги герцоги платили в частном порядке. А Кейт в 2016 году пригласила с собой тур по Канаде стилиста Аманду Кук Такер: однажды она даже опубликовала в социальных сетях фотографию (которая оперативно была удалена) и показала мейк-ап-багаж для поездки с Кейт — он включал 13 кистей, шесть расчесок, два фена и множество средств для укладки.
«Если все пойдет по плану, парикмахер и стилист отойдут на второй план, лишь изредка шпионя за спинами и таская за собой сумки с таинственными нарядами, — поясняет королевский эксперт Ханна Фернесс. — Если нет, незначительный сбой может вызвать улыбку и напомнить публике, что они всего лишь люди». Яркий пример такого казуса — появление герцогини в аэропорту Фуаамоту в том самом красном платье Self-Portrait. Из-под подола наряда выглядывал ярлык, о котором стилист, вероятно позабыл. И хотя на снимках фоторепортеров бирка вскоре была оперативно зафотошоплена, такой казус позабавил журналистов и стал предметом нескольких десятков ироничных статей во влиятельных изданиях по всему миру.
Фото: Getty Images