Подбор впечатляющих декораций, реквизита и, казалось бы, второстепенных аксессуаров на съемочной площадке — очень важный процесс в кинопроизводстве. Именно эти мелкие детали создают нужную атмосферу и способны даже рядовую картину с не самым сильным актерским составом сделать лидером проката. Так, ювелирные украшения, попадая в центр какого-нибудь громкого ограбления, любовной драмы или просто помогая раскрыть личность персонажа, иногда оказываются более известными, чем сам фильм. Вспоминая самые яркие драгоценности кинематографа, на ум сразу же приходят «Завтрак у Тиффани» и жемчужное колье с бриллиантовой пряжкой Одри Хепберн, неприлично дорогие бриллианты Мэрилин Монро или же рубиновое ожерелье Джулии Робертс в «Красотке». Мы же расскажем не только о самых известных и дорогих украшениях за всю историю кино, но и связанные с ними легенды, о которых вы, возможно, даже и не подозревали.
Дело о «рубиновых» башмачках, или туфли из пайеток за 5 миллионов долларов
Красные туфельки Дороти из «Волшебника страны Оз» 1939 года стали не только настоящей голливудской легендой, но и одним из самых дорогих аксессуаров кинематографа: по мнению многих экспертов на сегодняшний день стоимость «сказочных» башмачков могла бы составить от 2 до 5 миллионов долларов. При этом сделаны они не из настоящих рубинов, а всего лишь из пайеток! Дело в том, что с башмачками связана настоящая криминальная и таинственная история: в 2005 году реквизит был похищен из музея актрисы Джуди Гарленд в Миннесоте и найден лишь через 13 лет. Более того, в мире существует не одна такая пара обуви, но о местонахождении некоторых из них ничего не известно со времен съемок фильма.
По задумке создателя страны Оз и автора книги Лаймена Френка Баума девочка Дороти носила серебряные башмачки, но для фильма было решено сделать их яркими, чтобы продемонстрировать возможности недавно появившегося цветного кино. В сохранившемся сценарии слово «серебряные» перечеркнуто, а поверх от руки дописано — «рубиновые». Поэтому американский художник по костюмам Гилберт Адриан покрыл башмачки почти 2300 красными пайетками, а для упрощения съемочного процесса было создано сразу несколько пар — по слухам, всего существует семь пар таких туфелек, но известна судьба только пяти.
Первые были найдены костюмером Кентом Уорнером на заброшенном складе кинематографического реквизита MGM (Metro-Goldwyn-Mayer). Счастливчик не растерялся и выставил пару на аукционе, где они ушли за 15 тысяч долларов! Учитывая первоначальную стоимость башмачков в 15 долларов, костюмер неплохо заработал на находке. Сегодня эта пара представлена в Смитсоновском национальном музее американской истории. Но еще тогда поговаривали, что хитрый Уорнер нашел на складе сразу несколько образцов и, как минимум, одну пару оставил себе — как-то уж подозрительно легко он расстался на торгах с первой.
В 2000 году стало известно еще об одной паре, выставленной на аукционе Christie’s и купленной калифорнийскими коллекционерами за 666 тысяч долларов. Выяснилось, что эти башмачки принадлежали некой Роберте Бауман еще со времен съемок фильма. Женщина выиграла их в рекламной акции кинокомпании. Третью пару заполучила себе в коллекцию актриса Дебби Рейнольдс, которая также в свое время интересовалась историей Голливуда. Принадлежавшие ей туфли выставлялись на аукционе в 2011 году за 627 300 долларов. А башмачки, которые Кент Уорнер все же утаил от посторонних глаз, в конечном итоге тоже были проданы в 2012 году — и не кому-то, а группе инвесторов (среди которых был Леонардо Ди Каприо), чтобы выставить их в новом музее Академии киноискусства в Лос-Анджелесе.
Была и еще одна припрятанная Уорнером пара — именно с ней и связана криминальная история длиной в 13 лет. Эти башмачки когда-то купил у ушлого костюмера коллекционер Майкл Шоу и сдавал их в аренду на выставки и ярмарки, в связи с чем башмачки стали называть «странствующими». В 2005 году он одолжил их музею в маленьком американском городке Гранд-Рапидс за 5 500 долларов, откуда они и были украдены. Вечером 27 августа 2005 года работница музея обнаружила, что защитное стекло было выбито, а «рубиновый» экспонат бесследно пропал. Интересно, что воры пришли именно за уникальными башмачками, ведь больше ничего они не взяли. Не было ни отпечатков пальцев, ни записи с камер, лишь одна единственная красная пайетка, слетевшая с легендарной туфельки. На протяжении 13 лет полиция пыталась найти ценный экспонат, а за содействие в расследовании было назначено вознаграждение в один миллион долларов. И лишь в 2017 году следователи смогли напасть на след загадочно пропавшей пары, а осенью 2018 году было объявлено о том, что туфельки найдены. Полиция, правда, так и не раскрыла истинных похитителей, что породило вокруг этой истории немало слухов и легенд. По одной из теорий Майкл Шоу сам же и организовал ограбление, чтобы получить страховку в размере 800 тысяч долларов.
Именное колье Анны Болейн
В исторической драме режиссера Джастина Чадвика «Еще одна из рода Болейн» Натали Портман носила золотую подвесу с латинской буквой «B» (B — Boleyn). Этот изысканный именной кулон был не только фирменным украшением Анны Болейн в фильме, но и частью истории и верным спутником второй супруги короля Англии Генриха VIII в реальной жизни. На данный момент судьба этого ожерелья остается загадкой. По одной версии оно перешло по наследству ее дочери, королеве Елизавете I, либо же просто хранилось у королевской семьи. И хотя украшение датируется XVI веком, оно бы смотрелось актуально и в наше время — монограммы сегодня невероятно популярны (читайте также: 10 трогательных подвесок с буквами, как у герцогини Меган).
«Сердце океана», и история реальных «Розы и Джека»
Пожалуй, самым ярким моментом легендарного фильма «Титаник» была сцена позирования обнаженной Розы (Кейт Уинслет) смущенному и романтичному художнику Джеку (Леонардо Ди Каприо). И во многом благодаря единственной вещи, надетой на рыжеволосой аристократке, — внушительному кулону, в центре которого красовался синий бриллиант в виде сердца. По фильму этот камень принадлежал когда-то Людовику XVI и приобрел форму сердца после Французской революции. На деле же ювелирная компания Asprey & Garrad разработала это украшение из синего танзанита в обрамлении из камней кубического циркония и белого золота. Его стоимость оценивалась примерно в 127 000 рублей. Но после колоссального успеха картины появился заказ на создание «Сердца океана» из настоящих драгоценных камней. Реплика была изготовлена из сапфира весом 171 карат в форме сердца, обрамленного 103 бриллиантами стоимостью 1,4 миллиона долларов. Именно в этом колье Селин Дион выступала на церемонии вручения премии Оскар 1998 года. И это была не единственная реплика, созданная с момента выхода «Титаника».
Актриса Глория Стюарт, сыгравшая в фильме пожилую Розу, была замечена на «Оскаре» в похожем кулоне с 15-кратным голубым бриллиантом, оцененным в 20 миллионов долларов.
Считается, что прототипом ожерелья из фильма является «Алмаз Хоупа» весом 67,125 карат и стоимостью в 250 миллионов долларов, изначально подаренный другому королю Франции — Людовику XIV. После смерти самого первого владельца, камень прошел долгую историю: побывав в руках Марии-Антуанетты и всей правящей династии, затем бриллиант был похищен во время французской революции и появился уже через 30 лет во владении британца Генри Филиппа Хоупа, благодаря которому и получил свое известное название. Считается, что камень был получен при переогранке бриллианта «французской короны», так как на тот момент его вес был уже 45,52 карата. Кулон долгое время передавался по наследству в семье Хоупов, побывал в руках ювелира Пьера Картье и американской светской львицы Эвелин Уолш-Маклин. В конечном итоге «Алмаз Хоупа» был продан ювелиру Гарри Уинстону, который подарил синий шедевр Смитсоновскому институту, где он и находится по сей день. Связана с голубым бриллиантом и легенда о проклятии, приносящем несчастье. Начало она берет из Индии, где был добыт его «прородитель» 115-каратный алмаз Тавернье, украшавший статую богини Ситы. Вор, пытавшийся заполучить алмаз, был поражен «божественной» молнией, а все последующие обладатели камня так или иначе «плохо заканчивали».
Но немногие знают, что в трагичной истории о «Сердце океана» на борту «Титаника» есть доля правды. Во втором классе обреченного лайнера путешествовала 20-летняя пассажирка Кейт Флоренс, которая получила в подарок от своего возлюбленного 40-летнего Генри Сэмюэла Морли колье из сапфиров и бриллиантов. Кейт была помощницей в одной из кондитерских Морли в Лондоне. Перед отплытием на «Титанике» Морли продал два своих магазинчика и отдал всю выручку своей жене и двенадцатилетней дочери. Он и его молодая помощница Кейт решили уехать в Америку и пожениться, став мистером и миссис Маршалл. Кейт сумела пережить трагедию после столкновения с айсбергом, но Генри, к сожалению, погиб.
«Красотка»: рубиновое колье и розыгрыш Ричарда Гира
Все мы помним заразительный смех красотки Вивьен (Джулия Робертс), когда миллионер Эдвард (Ричард Гир) чуть не прищемил ее руку коробкой с украшением. Оказывается, это была импровизация актера, и он хотел просто подшутить над коллегой. Но естественная и обаятельная реакция Джулии Робертс так понравилась режиссеру Гарри Маршаллу, что розыгрыш было решено оставить. Теперь уже невозможно представить легендарный фильм без этого эпизода.
Другой же не менее важный участник импровизации — колье с 23 каплевидными рубинами и россыпью бриллиантов — был изготовлен французским ювелирным домом Fred Joaillier специально по заказу кинокомпании и оценен в 1,35 миллионов долларов США — не удивительно, что Ричард Гир сначала не хотел его отдавать. Во время съемок фильма драгоценности в обязательном порядке сопровождались группой хорошо вооруженных телохранителей.
«Луна Бароды», или верные друзья Мэрилин Монро
Говоря о бриллиантах, как обойтись без упоминания их главной белокурой «подружки» Мэрилин Монро. Уникальный лимонно-желтый алмаз «Луна Бароды», который актриса носила в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок», считается одним из самых старых ювелирных украшений в кинематографе — на момент съемок ему было более 500 лет.
Изначально драгоценный камень в форме груши в 24,04 карата (25,95 карат до огранки) принадлежал махараджи южноиндийского княжества Бароды, откуда и получил свое название. Также его носила австрийская императрица Мария Терезия, а когда-то — Мария Антуанетта. Существовала и легенда, сулящая несчастья любому путешествующему по воде с этим украшением. Именно поэтому «Луна Бароды» постоянно возвращалась к своим первым владельцам в Индию. В 1943 году алмаз был куплен президентом ювелирного дома Meyer Jewellery Company Майером Розенбаумом. Именно он позволил Мэрилин Монро одолжить его для съемок в известном фильме. В 2018 году уникальный желтый бриллиант стал центральным лотом на аукционе Christie's в Гонконге и был продан за 1,339 миллиона долларов США!
Пояс Клеопатры и мода на бижутерию
Но не каждый режиссер может позволить себе задействовать в фильме исключительно подлинные драгоценности, особенно когда речь заходит о крупномасштабных исторических картинах. Именно в таких случаях на помощь всему Голливуду приходил ювелир Юджин Джозеф, украсивший такие фильмы, как «Унесенные ветром», «Клеопатра», «Завтра у Тиффани» и многие другие. Однажды Джозеф раскритиковал работу известного художника по костюмам Уолтера Планкетта, упрекнув его в однообразии и неправдоподобности используемых на съемочной площадке аксессуаров. На что оскорбленный Планкетт сделал будущему звездному ювелиру судьбоносный вызов: «Если ты такой умный — займись этим сам!» Так, окунувшись в работу с головой, изучая историю, просматривая старые журналы и анализируя музейные картины и экспонаты, Джозеф начал создавать для голливудских режиссеров невероятной красоты шедевры, которые максимально соответствовали исторической эпохе фильма. В 1950-х все женщины хотели носить исключительно подлинные ювелирные изделия, а не бижутерию — особенно после того, как принц Ренье III подарил своей невесте Грейс Келли целых два бриллиантовых кольца Cartier. Но «поддельные» шедевры Юджина Джозефа, украшавшие на съемочных площадках самых известных актрис Голливуда, в том числе и саму будущую принцессу Монако, смогли растопить лед взыскательных модниц, и ношение качественной бижутерии перестало быть чем-то зазорным (читайте также: Бижутерия: история прекрасного «обмана»).
При создании аксессуаров для грандиозного фильма «Клеопатра» 1963 года, за время съемок которого Элизабет Тейлор в роли египетской царицы сменила 65 нарядов, Юджину помогала его жена Джоан. За одним из украшений, созданных семьей ювелиров, закрепилась шуточная легенда. Для разработки дизайна необычного пояса в виде змеи, предназначавшегося подчеркнуть женственную фигуру Тейлор, именно Джоан снимала с актрисы мерки. Но когда актриса обнаружила, что пояс ей мал, она обвинила Джоан в халатном отношении к ее работе. Ювелир поступила мудро, не вступила в спор со звездой и просто исправила недочет. Хотя на самом деле многие на площадке знали, что во время съемок вес Тейлор значительно колебался.
Романтическая комедия за 14 миллионов долларов
Так случилось, что именно в легкой комедии с ненавязчивым юмором «Как избавиться от парня за 10 дней» фигурировало одно из самых дорогих украшений кинематографа. Центральным элементом образа очаровательной Кейт Хадсон было бриллиантовое колье с желтым сапфиром Isadora (Айседора) весом 84 карата, а лимонное коктейльное платье создавалось дизайнерами специально под стать этому необычному изделию. Само произведение ювелирного искусства стоимостью 5,3 миллиона долларов разработано дизайнером Гарри Уинстоном и названо в честь знаменитой американской танцовщицы и основоположницы свободного танца Айседоры Дункан. Всего в фильме задействовано ювелирных украшений на сумму около 14 миллионов долларов!
«Звездные войны»: космическая удача финского ювелира
Весной 1976 года в мастерской тогда еще малоизвестного финского ювелира Бьерна Векстрема раздался роковой для его карьеры звонок. Некто предложил дизайнеру поучаствовать в создании украшений для нового фильма. Во время разговора все имена, названия и даже примерный сценарий держались в секрете — лишь легкий намек на научно-фантастическое содержание. В работах Векстрема уже присутствовала космическая тематика, и проект показался ему интересным. Поэтому он без раздумий согласился на авантюру, не подозревая, что на другом конце трубки был секретарь Джорджа Лукаса, а речь шла о, возможно, самой популярной картине в истории кинематографа — «Звездных войнах».
Когда же выяснилось, что украшения нужны будут через неделю, было принято решение задействовать уже доступную коллекцию Space Silver марки Lapponia. О том, что Бьерн, сам того не зная, стал частью невероятно успешного проекта и настоящего культурного явления, он узнал лишь через год после премьеры картины в Финляндии 16 декабря 1977 года. Один из приятелей дизайнера узнал украшения Векстрема, надетые на принцессе Лее во время финальной сцены: это были теперь уже без труда узнаваемые «Планетарные долины» и браслет «Украшение Дарины». Эти изделия и сегодня доступны для приобретения в актуальной коллекции Lapponia.
«Благотворительный» чокер Анджелины Джоли
Вышедший в 2011 году фильм «Турист» вызвал у зрителей настоящий визуально-эстетический восторг. И дело не только в харизматичном Джонни Деппе и обезоруживающей красоте Анджелины Джоли на фоне венецианских пейзажей. Одним из самых «блистательных» моментов фильма было появление героини Джоли в черном драпированном платье с глубоким декольте и бриллиантовом колье-чокере на шее. Это одновременно торжественное и изящное украшение было переделано известным ювелирным дизайнером Робертом Прокопом, который помог когда-то Бреду Питту с его обручальным кольцом. Ожерелье стоимостью в 1,1 миллионов долларов США стало первым изделием в ювелирной коллекции актрисы Style of Jolie, созданной для сбора средств в фонд Education Partnership for Children of Conflict (Развитие образования в странах мира, ставших зонами затяжных конфликтов). Для всех изделий коллекции характерны сдержанный шик и классический дизайн, которые уже долгое время транслирует в своем стиле и сама мама шести детей. В Style of Jolie представлены изящные серьги, ожерелья и браслеты преимущественно с такими драгоценными камнями, как изумруд и янтарь, которые так любит актриса.
«8 подруг Оушена»
В последнем фильме знаменитой криминальной франшизы ключевую роль играет бриллиантовое колье, а эксклюзивным ювелирным партнером кинокартины стал французский Дом Cartier. По фильму Дебби Ошуен (Сандра Баллок) собирает группу женщин для совершения одной из самых величайших краж всех времен — легендарного ожерелья «Туссен» стоимостью в 150 миллионов долларов — и сделать это прямо с шеи известной актрисы Дафны Клугер (Энн Хэтэуэй) на Балу Института костюма Met Gala в нью-йоркском музее Метрополитен. И хотя персонажи и история являются вымышленными, само украшение — нет. Имя ожерелья — дань уважения креативному директору Cartier в 1930-х годах Жанне Туссен и является репликой уникального колье, разработанного ювелиром Жаком Карьте в 1931 году по заказу махараджи Наванагара. И хотя оригинала больше не существует, сохранились архивные эскизы и фотографии, послужившие вдохновением при создании ювелирами Cartier его более миниатюрной копии. Дело в том, что размеры ожерелья пришлось уменьшить, чтобы оно идеально подходило Энн Хэтэуэй.
Фото: Getty Images, Кинопоиск, IMDb, архив пресс-служб