Травят всегда одинаково. И школьника, и ученого, и маститого режиссёра, убеленного сединами. Из-за чего началась травля - иногда уже забыто. Процесс запущен. Охваченные азартом травли, люди превращаются в дикарей. Это всегда так, к сожалению.
Цель травли - уничтожить. Любыми методами, но чтобы при этом самим не пострадать. Приписать себе высшие умыслы и смыслы. Хотя человеческий облик травящих потерян, они опустились на уровень дьявола. На уровень чёрной магии.
Режиссёра Анатолия Эфроса травили в театре. Высокообразованные талантливые актёры резали ему пальто, писали оскорбления и проклятия, протыкали колеса машины, подпирали дверь из квартиры колом, втыкали в дверь иголки. Режиссёр Эфрос им не нравился. И этот режиссёр в итоге скончался от инфаркта, сердце не выдержало.
Эту реальную историю рассказал в своей книге отличный писатель-биограф Ф.Раззаков.
С жертвами травли такое часто случается: сердце разрывается. Даже если человек стойко переносит нападки, организм реагирует. Об этом писал и великий кардиохирург доктор Бернард Лаун; сердце не выдерживает чужую ненависть и пожелания смерти.
Чем больше человек пытается оправдаться и улучшить отношения с преследователями, тем сильнее реагирует его организм. Вся травля - это пожелание смерти жертве. Превращение ее в изгоя, это казнь.
Наладить отношения невозможно. Вас все равно будут обвинять: ведь преследователям надо оправдать свои действия. Вы «Вишнёвый сад» неправильно трактуете. Пуговицы у вас не того цвета и плохо пришиты. Форма ушей не та!
Если есть возможность, лучше покинуть такой «коллектив». Если нет, не надо заискивать и пытаться наладить отношения. Оправдываться и отдавать своё имущество или услуги оказывать, - это только усугубит ситуацию. Режиссёр Эфрос что только не делал, но травля не прекращалась.
Потому что любые уступки - это признание вины. И выкуп, который платят разбойникам. Этот выкуп только ещё больше разохотит преследователей. Раз вы платите, вы слабый. И у вас есть, что взять.
Надо защищаться. Как от разбойников. Или бежать, или отвечать адекватно. Законно.
Антропологи пишут, что жертвы колдовства гибнут от невозможности действовать, от невозможности получить помощь. Происходит паралич нервной системы, об этом пишет и профессор Началждян, и Стивенсон, и психофизиолог Кеннон, и антрополог Мосс.
Пока жертва в оцепенении винит себя и ломает голову над вопросом «как наладить отношения с дикарями?», организм реагирует распадом. Гибелью. Потому что человек подсознательно принимает свою вину за происходящее, принимает казнь.
Вас преследуют враги. Преследуют, чтобы погубить вас, сожрать. Бегите или отвечайте в рамках закона. Не воспринимайте преследующих как «своё племя». Это одержимые.
Потом они могут раскаяться. И произносить хвалебные некрологи. И признавать, что маленько погорячились. Многие актёры так и говорили после ухода режиссёра.
Но вот главное: надо защищаться. И не считать преследователей своими. Сейчас это не «свои».
Отчуждение - метод, который поможет организовать правильное самоспасение. Есть вы. И есть
свора врагов, которые желают вашей гибели. Сейчас это хищники. А иголки и колы в дверях - не ваше суеверное мышление, а прямое доказательство умысла. Предметное послание.
Пока не начнёте законно защищаться или пока не покинете опасное место, переломить ситуацию будет трудно. Пока будете распознавать преследователей как близких, своих, - спастись будет невозможно.
И, конечно, нужен специалист, который понимает опасность ситуации, знает способы защиты и правильной ответной реакции. Лучше два. Юрист и психолог, социолог, конфликтолог, философ, - выбор за вами.
Дело не в пуговицах. Не в том, как вы поняли пьесу. Не в том, что вы не так посмотрели или не то сказали. Теперь дело только в одном: вас хотят съесть. И не надо быть болваном, как грубо говорил трактирщик Паливец, и позволять это сделать.
Анна Кирьянова