/ Стыдно не знать: лучшие российские фильмы столетия — их точно нужно посмотреть - «Стиль жизни»

Стыдно не знать: лучшие российские фильмы столетия — их точно нужно посмотреть - «Стиль жизни»

Делимся подборкой стоящих драм, которые собрали в себе все: от истории прошлого века и до менталитета русского человека.
Кадр из фильма «Ученик»

На начало XXI века пришелся новый этап развития российского кинематографа: началась модернизация кинотеатральных сетей, массовый переход на более качественное оборудование, стали появляться частные кинопроизводственные компании. Вместе с «Кинопоиском» вспоминаем лучшие российские драмы, которые как нельзя лучше отражают нашу действительность.

«Сестры»

Несмотря на существенные перемены, в центре внимания кинематографа нулевых по-прежнему оставалась тема девяностых. В 2001 году вышла первая и последняя режиссерская работа Бодрова-младшего — фильм «Сестры». Социально-криминальная драма повествует о жизни двух сводных сестер, дочерей бандита, которым приходится стать настоящей семьей, чтобы выжить. Прежде девочки никогда не ладили: они даже живут с разными опекунами, но Дине и Свете необходимо вспомнить о кровных узах, забыть обиды и работать сообща.

Фильмы «Антикиллер», «Бумер» и сериал «Бригада» лишь закрепили экранный образ смутных криминальных девяностых, заданный фильмами «Брат» и «Брат 2» еще в первом постсоветском десятилетии (читайте также: Изнасилование и криминал: слишком взрослые роли детей-актеров, которые их надломили). 

«Война»

В то же время освещалась и другая важная тема — война в Чечне, которую Алексей Балабанов осмысляет в фильме «Война». При просмотре картины зритель мгновенно и бесповоротно погружается в многолетний военный конфликт на Кавказе. Фильм о плене, героизме, лишениях и борьбе: за свободу у одних, за избавление от преступников у других — заслуженно занимает свое место в топе 250 Кинопоиска. Но помимо него было и много других фильмов: «Кукушка» с нотками пацифизма и комедии, «Кавказская рулетка» о непоколебимом материнском инстинкте и безумный «Дом дураков».  

«Возвращение»

К 2003 году фокус внимания режиссеров постепенно смещался на частные проблемы человека. Появилась первая режиссерская работа Андрея Звягинцева — фильм «Возвращение». Он рассказывает о жизни двух мальчиков, в которой внезапно появляется совершенно незнакомый детям человек — их отец. Также появляется картина «Коктебель», ставшая примером на редкость удачного отечественного роуд-муви, и фильм «Последний поезд» о немецком хирурге, прибывшем на поезде на восточный фронт в 1944 году. В какой-то момент он осознает, что хаос контрнаступления советских войск навсегда лишил его возможности вернуться на родину. 

«12»

Интерес к теме выбора и человеческой жизни нашел свое продолжение и в последующие годы: в 2006 году в фильмах «Остров» и «Живой», и в 2007 — в фильме «Александра» Сокурова и «12» Никиты Михалкова. Двенадцать — именно столько присяжных должны собраться в школьном спортзале, чтобы принять решение о будущей жизни восемнадцатилетнего юноши. Парню предъявлено обвинение в убийстве отчима, который к тому же еще и офицер российской армии, некогда воевавший в Чечне. И несмотря на то, что все улики свидетельствуют против обвиняемого, один из присяжных уверен в неоднозначности дела.

«Все умрут, а я останусь»

Уже в 2008 году наблюдается переход к бытовому реализму. Он отчетливо прослеживается в скандальной подростковой драме Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь». Смелый кинопроект растаптывает все иллюзии о переходном возрасте, показывая жестокость подростков и стоящих за этим взрослых. Кино начинает обращаться к жизни низших слоев жителей крупных городов. В 2010 вышел фильм Владимира Котта «Громозека» об одиночестве и постсоветской действительности, где герои не могут определить себя в новом и незнакомом для них времени. В отличие от советского представления о Москве столица все чаще изображается мясорубкой и территорией войны, что отражает и изменения в общественном сознании. 

«Географ глобус пропил»

К середине нулевых режиссеры все сильнее погружались в изучение быта провинции. Одной из громких премьер стал фильм «Географ глобус пропил». История об интеллигенте, школьном преподавателе с пагубным влечением к алкоголю была отмечена четырьмя наградами «Кинотавра». Его примеру последовали и в других проектах: в фильме «Дочь» показан небольшой провинциальный городок, в котором орудует маньяк (читайте также: От Чикатило до Битцевского маньяка: 5 самых жутких серийных убийц России и СССР). Тема фильма перекликается с работой датского режиссера Томаса Винтерберга «Охота» и показывает, каким безжалостным может быть общество, поддавшееся слухам.  Картина «Не чужие» о жизни, нравах и традициях провинции освещает непростые семейные отношения на примере любовного треугольника. Все не так просто, как кажется — в нем оказались замешаны родные сестры.

При этом удачно пополнилась коллекция отечественных роуд-муви: в 2017 году вышел фильм «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дома инвалидов» о детдомовце, нашедшем своего отца-инвалида, а в 2021 —  «Купе №6», неожиданно связавшее финскую студентку и грубого русского шахтера не только общим маршрутом. В то же время один за другим свет увидели острые социальные драмы: «Дурак», «Левиафан» и «На дне». 

«Ученик»

Важной, но в то же время сложной оставалась тема религии. Ее кинематограф затрагивал боязно, но совсем обходить не стал: появляются фильмы, критикующие не столько церковь, сколько излишнюю набожность, доводящую до безумия. В 2016 году вышла картина «Ученик» о мальчике Вениамине, крепко и бесповоротно уверовавшего в Бога. Почерпнув из Библии исключительно жестокие мотивы о расправе с грешниками, Вениамин решает диктовать окружающим моральные нормы и даже задумывается об убийстве. Фильм «Язычники», также освещающий эту тему, вышел годом позже. Он рассказывает историю о жизни не самой счастливой столичной семьи, которая чудесным образом меняется с приездом набожной бабушки. 

«Теснота»

Ближе к 20-м годам нового столетия режиссеры все глубже и крепче охватывали картину русской жизни. В 2017 выходит производственная драма Бориса Хлебникова «Аритмия» о попытках реанимировать угасающую историю любви. В тот же год появляется «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и «Теснота» Кантемира Балагова о жизни в тесноте традиционных сообществ, по-прежнему существующих и в наше время. Героиня фильма — девочка-подросток из еврейской семьи. Когда пропадает ее брат, у семьи требуют выкуп, но найти эти деньги они не могут. Тогда семья находит решение проблемы: принести в жертву свободу и жизнь Иланы, выдав ее за нелюбимого, но состоятельного человека.

К этнографии прибегает и Кира Коваленко в своем фильме «Разжимая кулаки». В центре сюжета оказывается девушка Ада, пережившая теракт в Беслане. Ради безопасности отец не только перевез детей в небольшой поселок в Северной Осетии, но и сделал их заложниками собственных страхов. Пытаясь освободиться от крепких оков отцовской гиперопеки, Ада планирует побег.

«Маша»

Спустя десятки лет отечественный кинематограф не перестает обращать свой взгляд в прошлое. Режиссеры погружают зрителя в лихие девяностые, обнажая личные истории людей в разных жизненных обстоятельствах. Борис Акопов знакомит нас с картиной «Бык» о молодом лидере преступной группировки и его моральном долге перед столичных авторитетом. 

При этом жизнь ребенка девяностых освещается не так часто. Это исправила Анастасия Пальчикова, представив фильм «Маша» о «золотом» детстве, взрослых мечтах и суровых реалиях. Девочка даже не подозревала, что растет в окружении местных бандитов: для нее они были друзьями из боксерской секции дяди. Но розовые очки рано или поздно разбиваются, а детство заканчивается — это случилось и с маленькой героиней.

«Нулевой пациент»

С середины нулевых кинематограф возвращается к советской эпохе и все глубже изучает ее. Помимо традиционных картин о войне, освещается чернобыльская трагедия в фильме «В субботу», эпоха 60-х в сериале  «Оттепель» и новый смелый проект — «Нулевой пациент». Первая в Советском Союзе вспышка ВИЧ пришлась на 1988 год в маленьком городке Элиста. Тогда внимательного коллегу врачи не поддержали, а столичному эпидемиологу пришлось бороться с ложью, непринятием общественности и с давлением правящей партии. Сериал не просто освещает заболевание и обнажает политическую пропаганду — он говорит зрителям о сегодняшнем дне и о проблемах, которые не решаются на протяжении десятилетий (читайте также: Стыд и срам: обычные вещи, которых стеснялись советские женщины (и вы тоже).  

Фото: кадры из фильмов

17-10-2022, 11:43
Вернуться назад