Гардероб Романовых: кто создавал роскошные наряды российских императриц - «Мода»
Принято считать, что платья русским императрицам шили в Европе: за дело брались лучшие французские, немецкие, испанские портные. Они, действительно, обращались к зарубежным модным Домам за нарядами, однако некоторые из правительниц прославляли также и отечественных мастеров, которые лучше других понимали их желания и потребности.
В русской истории значится четыре великих имени, за которыми стоят одни из самых невероятных и роскошных вечерних и свадебных платьев для императриц. Дизайнеры создавали первые модные Дома в России и устраивали показы мод. Кто раньше правил стилем в стране — рассказываем в материале.
Ольга Бульбенкова
Считается, что Ольга Бульбенкова основала первый модный Дом в России. Она родилась в 1835 году в Нижнем Новгороде в семье священника, а позже была удочерена своей же тетей. Та была замужем за купцом из Петербурга, поэтому юношество у будущего модельера складывалось наилучшим образом. Она училась в одной из престижных портновских мастерских у мадам Уат, вскоре стала сама проводить там семинары, а затем и руководить ателье.
Мастерская создавала наряды для императорской семьи: это были и парадные костюмы, и одежда для коронационных процессий, и свадебные образы. Располагался модный Дом, что творил революцию стиля в России, на Екатерининском канале, 68. Ольге Бульбенковой было нелегко в этом попроще — ей приходилось конкурировать за лучшие платья с иностранными кутюрье. Ее «подчерк» был узнаваем: она искусно расшивала наряды золотыми нитями. В 1894 году дизайнер создала свадебное платье для княгини Ксении Александровны Романовой.
В 1910 году Ольга Бульбенкова ушла на пенсию, а мастерскую передала племяннице Ариадне Виллим. Но Октябрьская революция не позволила развиваться модному Дому, и последний крупный заказ датируется 1913 годом — им стали наряды к празднованию 300-летия Дома Романовых (читайте также: Сокровища Романовых: самые роскошные коронационные платья российских императриц, от которых захватывает дух).
Надежда Ламанова
Ее называли «русской Коко Шанель», ведь именно она создавала в свое время русскую и советскую моду. Надежда Ламанова родилась в 1861 году в Нижегородской губернии в многодетной семье генерала-майора из обедневшего дворянского рода. Она отучилась в Мариинском женском училище, после которого могла преподавать крестьянским детям географию, но к профессии, как у вы уже могли догадаться, она не приступила. В 20 лет Ламанова уехала в Москву, где самостоятельно зарабатывала на жизнь и училась школе кройки и шитья Ольги Суворовой. Через два года она устроилась на работу в Мастерскую Войткевич и там же стала ведущей закройщицей.
Модельер отличалась строгостью, высоким качеством шитья и вкусом — все это позволило ей быстро найти своих клиентов и в 24 года открыть свое ателье. В конце 1890-х о платье от Ламановой мечтали все женщины, в том числе и при императорском дворе. Так, в 1898 году она стала создавать наряды для Елизаветы Федоровны, а с 1904 года — для Александры Федоровны (читайте также: Звезда эпохи: как Надежда Ламанова стала любимым модельером императрицы и советских женщин).
«Насколько широк был размах работы Надежды Петровны можно судить по тому, что она ежегодно ездила в Париж, где держала квартиру, закупать модный товар для своего предприятия… Она была подлинным гением костюма… Как-то я сказал Надежде Петровне: „Надежда Петровна, вы — гениальны!“ На что она, как бы удивившись, что в этом можно сомневаться: „Конечно!“ Да, я не преувеличиваю, она в своей области была действительно гениальна», — написал художник Григорий Леман в «Воспоминаниях».
Анна Гиндус
Конец XIX и начало XX веков во всем мире ознаменовались женским шармом, изящностью и пышностью. Платья создавались по модным гравюрам французских художников — у нарядов были рюши, подолы со шлейфом, меховые накидки, ажурные воротники. Дамы напоминали цветы: тугой корсет плавно переходил в многослойную юбку, словно стебель в бутон.
В России за шик отвечала Анна Гиндус, родившаяся по неточным сохранившимся данным в 1869 году в Полтаве. За модой она погналась в Париж, где училась шитью у одной из первых выдающихся женщин-кутюрье — Жанны Пакен. Переняв новаторский опыт мастера, Анна вернулась в Санкт-Петербург, где открыла ателье «Гиндус» в доме 45 на улице Моховой. Успех пришел к ней почти сразу, но не без помощи старшей сестры Марии: та вышла замуж за Юрия Грюнберга, писателя и близкого друга художника Валентина Серова.
Из подвального помещения с двумя швеями Дом моды Анны Гиндус превратился в центр столицы, где изготавливались самые красивые платья из атласа, шелка, бархата, шифона, украшенные бисером и серебряным кружевом. Мечтали дамы и о фетровой шляпке «Гиндус», ведь чем крупнее и ярче она была, тем больше внимание на них обращали. Вкусу дизайнера доверяли все без исключения. Ателье отшивало наряды не только знати, но и императорскому театру, что являлось небывалым успехом для кутюрье. Вскоре она стала личным портным царской семьи.
Анна любила наряжаться и ей нравилось, когда женщина выглядит достойно, именно поэтому она устраивала камерные показы своих коллекций, чтобы показать, как следует одеваться в том или ином сезоне. Однако продолжить историю знаменитому модельеру не удалось: настала революция, и не в силах смотреть на разрушение дела всей своей жизни, она вновь бросилась в Париж, который однажды ее так радушно принял, но и там настали смутные времена. Скончалась Анна Гиндус 27 января 1925 года в Париже. Сегодня ее платья можно увидеть в Эрмитаже и Государственном историческом музее.
Семья Бризак
Ателье, в котором в скором времени желали шить себе платья самые богатые семьи России, было открыто супружеской парой из Франции в 1855 году в Санкт-Петербурге. Почти сразу же оно стало создавать наряды для императорской семьи: в шелковые платья «Бризак» одевались Мария, а затем и Александра Федоровны, а также их дочери. Мастерская вскоре была передана сыну Бризак — Альберу и его жене, которые и принесли модному Дому славу (читайте также: История свадебного платья Александры Федоровны — последней российской императрицы).
Каждое парадное платье было на вес золота: модельеры закупали дорогие ткани в Европе, но светских дам это устраивало, хотя поговаривают, что Александре Федоровне часто приходилось торговаться. В 1911 году Альбер передал дело сыну Рене. Тот совсем не интересовался семейным бизнесом: о каких тканях и кружеве могла идти речь, если его вдохновляли автомобили? Но все же предложение от родителей он принял. Создавать моду в России ему помогла супруга Ядвиге Трейден, старшая дочь известного ювелира в Петербурге, которая с началом Первой мировой война и отъездом Рене возглавила мастерскую.
В 1916 году Альбер Бризак скончался. Рене вернулся на родину, но продолжить дело отца не смог — после революции его счета заблокировали и жестоко отобрали у него модный Дом. В 1918 году он вместе с женой и матерью переехал во Францию, а «Бризак» достался новой России. Рене был рад лишь одному: его отец не увидел всего то, что случилось.
Фото: Legion Media
Комментарии (0)
Комментарии к данной статье отстуствуют, Вы можете стать первым.