Затерянные сокровища «Титаника», которые навсегда останутся на дне Атлантики - «Стиль жизни»
Затонувший на дне Северной Атлантики «Титаник», унес с собой, по разным оценкам, от 1495 до 1635 человеческих жизней. Это была страшная трагедия, потрясшая мир своим масштабом. Первое время после катастрофы практически никто не вспоминал о вещах, оставшихся «Титанике». Да и как можно было ставить в один ряд потерю продовольствия, писем и чемоданов; и гибель огромного количества людей? Однако чем дальше продвигалось расследование крушения лайнера, тем больше информации появлялось об уникальных грузах — бесценных рукописях, редких произведениях искусства, драгоценностях и кинопленках — которые пошли ко дню вместе с «Титаником». Так пришло осознание еще одной трагедии — существенного культурного урона, который понесло человечество после гибели «Титаника».
Рассказываем о тех самых сокровищах, которые до сих пор погребены под обломками печально известного лайнера на глубине 3750 метров.
Картина «Купальщица» («Черкешенка в купальне»)
CardКартина «Купальщица», написанная французским художником Мерри-Жозефом Блонделем, была впервые выставлена в Парижском салоне в 1814 году, но не произвела большого впечатления на публику. Один критик писал: «Мы ничего не можем сказать в пользу этой работы кроме того, что она выполнена очень искусным художником». Но в последующие годы ценность «Купальщицы» заметно выросла в глазах общественности, а сам Блондель превратился в художника первого эшелона — его стали просить расписывать самые важные здания Парижа, в том числе — Лувр.
Десятилетия спустя «Купальщицу» выкупил молодой шведский бизнесмен Мауриц Бьёрнстрем-Штеффансон и решил перевезти ее в Нью-Йорк — в каюте первого класса нового лайнера «Титаник». Когда корабль столкнулся с айсбергом, предприниматель, согласно его воспоминаниям, сразу же бросился помогать женщинам и детям, позабыв про свою картину. А потом спасать ее было уже слишком поздно: Бьёрнстрем-Штеффансон прыгнул с почти ушедшей под воду палубы в последнюю спущенную на воду шлюпку «D». Бизнесмену удалось выжить. А вот «Купальщицу», потерю которой владелец оценил в $100 тысяч (больше $2,6 миллионов сегодня), больше никто не видел.
Рукопись рассказа Джозефа Конрада
В 1912 году классик английской литературы Джозеф Конрад продал коллекционеру Джону Куинну свою рукопись рассказа под названием «Караин: воспоминание». Вскоре Куинн взошел на палубу «Титаника» с багажом, в котором лежал тот самый уникальный художественный артефакт. Застраховать рукопись писатель просто не успел, поэтому возмещать убытки (приблизительно 40 фунтов стерлингов) за утерянный рассказ ему никто не стал. Позже Конрад написал эссе о крушении «Титаника», возлагая вину за произошедшее буквально на всех — от строителей корабля до экспертов по расследованию и журналистов (читайте также: «Проклятие „Титаника“: темные тайны затонувшего лайнера, который притягивает трагедии и несчастья»).
Более 100 футов кинопленки с документальными кадрами путешествия (а, возможно, и гибели) «Титаника»
Когда кинорежиссер Уильям Х. Харбек, прославившийся своими документальными съемками Аляски, Британской Колумбии и Сан-Франциско после землетрясения 1906 года, сел на «Титаник» в качестве пассажира второго класса, он взял с собой несколько камер и 110 000 футов пленки, а именно 100 бобин. Более того, согласно публикации Moving Picture News, у Харбека также был заключен «контракт на $10 тысяч с компанией White Star line на съемку движущихся изображений гигантского судна во время его первого рейса в Америку».
Существует несколько свидетельств того, как тщательно Харбек документировал все, что происходило на «Титанике». Один из спасшихся пассажиров, чье интервью стало частью книги «Титаник и немое кино», рассказал, что кинорежиссер был на палубе, когда огромный лайнер едва не столкнулся с другим кораблем, отправлявшимся из Саутгемптона. По его словам, Харбек «следил за всей сценой с горящими глазами, поворачивая ручку своей камеры». Вероятнее всего, ему также удалось заснять уникальные кадры крушения «Титаника» и всего того, что происходило на борту в момент трагедии. Но наверняка этого мы никогда не узнаем: Харбек погиб, а все отснятые им материалы лежат где-то на дне океана.
Renault Type CB Coupé de Ville 1912 года выпуска
Помните сцену из фильма «Титаник», в которой Джек и Роуз уединяются в автомобиле? Так вот, это не художественный вымысел: на лайнере действительно была машина – только стояла она в грузовом отсеке, а не под открытым небом, как показано в фильме. Это был Renault Type CB Coupé de Ville, приобретенный уроженцем Пенсильвании и известным коллекционером машин Уильямом Картером.
Картер возвращался вместе со своей женой, детьми и двумя собаками домой. Как и многие другие мужчины, после крушения он начал сажать женщин в спасательные шлюпки. Только когда он убедился, что его жена, дети и остальные пассажирки покинули тонущий лайнер, Картер запрыгнул в спасательную шлюпку вместе с председателем White Star Дж. Брюсом Исмеем. Пережив крушение, он подал иск на $5 тысяч за утраченный автомобиль, а также за своих несчастных собак, которые погибли на корабле.
Украшенная драгоценностями книга «Рубайат» Омара Хайяма
В 1909 году британские книготорговцы Sangorski & Sutcliffe, известные своими искусными рисунками, начали процесс переплета специального издания «Рубайат» Омара Хайяма. Книготорговец Бен Мэггс рассказывал, что этот заказ поступил от книжного магазина на Пикадилли «с явным намерением сделать самый ценный и роскошный переплет из когда-либо созданных». И мастера Sangorski & Sutcliffe не разочаровали: их творение из марокканской кожи украсили изображения трех павлинов с вышитыми золотом хвостами, а обложка была инкрустирована более чем 1000 изумрудами, рубинами, аметистами и топазами, каждый из которых был обрамлен в золотую оправу. На создание переплета ушло два года. Когда работа была завершена, книготорговцы поместили свой шедевр в дубовый футляр и дали ему имя «Великий Омар».
В марте 1912 года «Великий Омар» ушел с молотка на Sotheby's. О покупателе было известно лишь то, что он богатый американец, который уже приобрел билет на борт «Титаника». И так как больше о «Великом Омаре» никто ничего не слышал, эксперты предполагают, что этот артефакт погиб вместе лайнером. Позже мастера Sangorski & Sutcliffe, у которых сохранились эскизы и оригинальные рисунки, сделали копию утерянного шедевра. Это заняло шесть лет. Копию поместили в хранилище лондонского банка. Но в 1940 году, во время немецкой бомбардировки «Блиц», он было уничтожено. Тогда Sangorski & Sutcliffe сделали вторую копию, но по словами Бена Мэггса, она была «уже совсем не такой впечатляющей, как оригинал».
Розовый бриллиант
705 выживших на «Титанике» подали страховые иски о потере имущества на общую сумму почти $1,4 миллиона. «Титул» самого крупного поданного иска принадлежит Шарлотте Дрейк Кардезе, пассажирке первого класса из Джермантауна, которая расположилась в «люксе миллионера» — самой большой и дорогой каюте на «Титанике». Она путешествовала с 14 чемоданами. Ее претензия занимала 21 страницу, а общая сумма иска составляла больше $177 тысяч и включала в себя все: от куска мыла за $1,75, 84 пар перчаток и 33 пар обуви до бриллиантового ожерелья стоимостью $13 тысяч и огромного «розового бриллианта» Tiffany. Стоимость последнего составляла $20 тысяч — сегодня это более $573 тысяч (читайте также: «Камни судьбы: три знаменитых истории проклятых бриллиантов»).
Эссе Фрэнсиса Бэкона 1598 года
На «Титанике» оказался также уникальный сборник «Очерков философа Фрэнсиса Бэкона» 1598 года, приобретенный пассажиром первого класса и коллекционером редких книг 27-летним Гарри Элкинсом Уайденером. Хозяин этого сокровища — в отличие от многих других коллекционеров на лайнере — в последний момент вспомнил о сборнике, оставшемся в его каюте. Уайденер действительно успел вернуться за ним, а потом, согласно легенде, подбежал к матери и гордо воскликнул: «Маленький Бэкон идет со мной!»
Книга была такой маленькой, что ее можно было положить в карман. Поэтому, вероятнее всего, Уайденер так и поступил, после чего принялся искать место в шлюпке для своей матери. Когда он убедился, что она покинула тонущий лайнер, он начал помогать другим женщинам. Уайденеру и самому предлагали сесть в шлюпку, но он ответил: «Думаю, мне стоит остаться на большом корабле… И рискнуть».
Тело Уайденера, как и главное сокровище его коллекции, так и не нашли.
Фото: Getty Images, Legion Media
Комментарии (0)
Комментарии к данной статье отстуствуют, Вы можете стать первым.