В чем магия купальских сказок - «Стиль жизни» » Хороший сонник для всей семьи.

Поиск по сайту

Привет!

image

Хороший сонник для всей семьи!

Почему полезно читать блоги о здоровье и насколько эффективны советы непрофессионалов!

Тема здоровья актуальна всегда, по крайней мере, пока человечество не нашло секрет вечной жизни. Ну а до тех пор мы вынуждены бороться с болезнями наших стареющих тел. И в этой борьбе самое важное - отыскать оптимальные решения, делится приобретенными из собственной жизни знаниями, рекомендациями. А где как не в сети можно найти неравнодушное к подобным проблемам общество.

Проведем скромное исследование и выясним, какие конкретно вопросы чаще всего обсуждаются в блогах о здоровом образе жизни. Относительно большой раздел таких блогов посвящен непосредственно болезням и способам их лечения. Говоря о проблемах здоровья детей, заметим, что здесь чаще всего рассматривается проблема лечение детского энуреза.

Кроме этого, посетители блогов о здоровье часто обсуждают насущные проблемы, нуждающиеся в оперативном решении. Например, первая помощь при укусе пчелы. Нужно сказать, что в большинстве случаев на подобные запросы удается найти быстрый, дельный совет, и это большой плюс блогов о здоровье.

Почему полезно читать блоги о здоровье и насколько эффективны советы непрофессионалов!

Узнать подробнее

В чем магия купальских сказок - «Стиль жизни»

В чем магия купальских сказок - «Стиль жизни»
Печать

В новелле «Купальские сказки» рассказывается о поверьях ночи на Ивана Купалу. Есть в ней и особый жанр народных сказаний — историческая сказка про Наполеона.

…К поездке в Ермолаевку меня подтолкнуло письмо давнего моего приятеля еще по годам студенческой молодости Петра Ермолаева. В письме он сообщал, что наслышан о моем интересе к сбору этнографического материала, о работе над книгой.

«Моя малая родина, — писал Петр, — удивительный, самобытный край, где до сей поры живут по заветам стариков. Приезжай в имение родителей. Расположенное в шестидесяти верстах от уездного города, оно сохранило вековой уклад хозяйствования, не подпорченный современными изысками. У нас ты, мой друг, не просто сможешь собрать интересный материал, но и отдохнуть вдали от суетливого города. Родители мои живут совершенно натуралистично, по-крестьянски, среди первобытных суеверий и предрассудков. Батюшка самолично руководит всеми земледельческими хлопотами, а матушка все лето готовит бесчисленные припасы, которые большей частью пропадают из-за малого количества едоков. Живут они очень уединенно и будут рады тебе в качестве гостя. Наслышан я, что тебя в большей мере интересуют народные сказки, так вот, в близлежащей деревеньке проживает известный на всю округу старый Степан, изумительный рассказчик народных легенд. В его арсенале, ты не поверишь, есть целый цикл исторических сказок, явления редкого. Минувшим летом, к примеру, довелось мне услышать сказ о том, почему Наполеон пошел войной на Россию. Любопытнейшее народное толкование. К сожалению, дела лишают меня возможности составить тебе компанию, но родители примут тебя как сына», — написал мне Петруша.

Признаться, я решился на путешествие ради этой самой сказки о Наполеоне.

Имение Ермолаевка находилось в совершеннейшем российском захолустье, огороженном бескрайними полями и редкими лесами с прожилками слабо езженых дорог. Коляска, присланная за мной к станции, скрипела и стонала, заглушая расспросы возницы. Я с интересом осматривал деревушки, мимо которых мы проезжали: добротные избы с копнами соломы на крышах, ладные заборы и хозяйственные постройки говорили о состоятельности местных крестьян.

Афанасий Егорович и Марфа Кузьминична, простодушные хозяева Ермолаевки, встречали меня на парадном крыльце, к которому, с некоторым шиком, подкатила наша коляска.

— Вы, милостивый государь, Алексей Максимович, будьте снисходительны. Богатство это пришло к нам в зрелых годах, посему люди мы темные. Детишек вот всех обучили, в люди вывели, а самим уж поздно переучиваться. Люди мы простые, без изысков, но вам очень рады, — говорил Афанасий Егорович, подливая мне «на пробу» из нового графинчика

— Пробуйте, пробуйте, это вишневая. Марфа Кузьминична — большая мастерица на наливочки-то.

— И грибочки, непременно, пробуйте. Сейчас пост, но уж после Иванова дня обязательно велю готовить скоромное, — вторила хозяйка, пододвигая огромное блюдо с жареными грибами.

— Не беспокойтесь, пожалуйста. Я очень признателен вам за то, что приютили меня.

— Да уж какое беспокойство, мы тут одичали вовсе. Петруша писал, что вы, молодой человек, сказками интересуетесь.

— Да, собираю сказки, пословицы, записываю обычаи, обряды.

— Ишь ты, — заинтересованно произнесла Марфа Кузьминична, — до всего есть дело ученому уму.

— У нас тут проживает известный сказочник, старый дед Степан. В былые годы он много поездил извозчиком, баек всяких наслушался, а теперь детвору тешит.

— Наслышан я о Степане, мне Петр писал. Только вот получится ли разговорить, не любой крестьянин решается сказки «заезжему барину» сказывать.

— А вы, Алексей Максимович, плату небольшую посулите. Ведь крестьянин всегда немножко рад обвести «наивного барина», которому вдруг захотелось за блажь заплатить. Удивительно, все эти сказки, песни — ко всему этому народ относится как к развлечению, потехе, но сбирает и охраняет тщательно.

— Как вовремя вы приехали, скоро ведь ночь купальская, колдовская ночь. Молодежь гуляет шибко, костры жгут, в речке купаются, — видно было, что тема магии, местных обрядов была близка хозяйке. Я решил расспросить подробнее.

— По преданию на Ивана Купала солнышко в реках-озерах
омывается. С этого дня вода особо целебной становится. В такой водичке не место всякой нечисти, вот и вылезают они из омутов, да и по деревням шастают. А иные прямо под землю до поры проваливаются.

— Уж ты, Марфушенька, гостя нашего не пугай, что он о нас подумает, скажет, дремучесть вековая, — смутился Афанасий Егорович.

— Нет-нет, продолжайте, пожалуйста, Марфа Кузьминична. Только с вашего позволения, я записывать буду, не возражаете? — я достал дорожный набор для письма.

— Извольте тогда пройти в кабинет, там сподручнее, — все еще робким голосом проговорил хозяин.

— У нас верят, что на Купалу деревья с места на место переходят, да цветы промеж собой разговаривают, только не все это видеть и слышать могут, — продолжила хозяйка уже в кабинете, усевшись в обитое бархатом огромное кресло. Вся обстановка кабинета, вся эта запыленная помпезность, говорила о том, что хозяева пользовались им довольно редко.

— Всякая трава, всякий корень от купальской росы силой особой набирается. Раньше у нас знахарки собранные пучки во дворе раскладывали на эту ночь. Но не только трава, пепел от костров, вы, наверное, знаете, что в эту ночь молодежь костры жжёт, да чрез них прыгает? Влюбленные прыгают парами, взявшись за руки. Коль рук не разомкнули — быть свадьбе. Так вот, у нас верили, что ведьмы собирают этот пепел и водичку купальскую, перемешивают, да обмазываются этой смесью. И будто бы от этого тело их становится легким и летает.

— Марфушенька, — не выдержал Афанасий Егорович. Но заметив, что я с величайшей серьезностью записываю рассказ его супруги, сказал что-то про неотложность дел хозяйственных и вышел из кабинета.

— А еще девушки у нас деревце обряжают купальское, Марену. Обломят березку, да наплетут из веточек венков, лент навяжут, цветов. Ходят вокруг Марены, да приговаривают:

«Коло воды-моря

Ходили девочки

Коло Мареночки — Купало».

А парни норовят деревце отобрать, да разломать. Если получится, то девушки новую Марену мастерят, а уж после заката в речку ее бросают.

— Знали бы вы, Марфа Кузьминична, как ценны эти ваши рассказы, как ценны. Ведь за каждым обрядом отточенный столетиями смысл.

— Не знаю я об этом ничего, да только так у нас испокон веков делают, значит, неспроста. В других деревнях девушки венки плетут, да в них лучинки зажигают. В самую ночь идут все вместе на речку, да бросают в воду, примечая: коль потухла лучинка или веночек стал у самого берега — быть беде, а коль поплыл далеко — к богатому замужеству. И обязательно на Иванов день идут купаться, ну тут уж смех, баловство. Вот так у нас празднуют.

— А что ведьмы?

— Что ведьмы? Поговаривают, что в эту ночь они на шабаш свой отправляются. Они же разные бывают — природные и ученые. Отличить их, якобы, очень просто. У природных обязательно есть хвостик, а от учебы он не отрастает, — хозяйка рассмеялась удивительно молодым, мелодично-девичьим смехом.

— Пожалуй, хватит. Вам и отдохнуть с дороги надо. Мы приказали ваши вещи во флигель отнести, думаю, что там вам будет удобно.

Вечером мы с хозяином прогуливались по имению. Афанасий Егорович с крестьянской гордостью показывал мне свое хозяйство, уговаривая отправиться с утра на рыбалку. Хозяин был охоч до этого занятия, но относился к нему, скорее, как к забаве. И вот теперь он спешил воспользоваться поводом «потешить гостя». К его глубокому огорчению, я отказался, изъявив желание отправиться к старому Степану уже на следующий день.

Деревня, в которой проживал старый сказочник, находилась всего в двух верстах, и я решил пройтись пешком после довольно плотного завтрака. В провожатые мне дали молодого Григория, служившего у моих гостеприимных хозяев. Дорога по лесной просеке, мимо цветущих, пряных лугов, доставляла удовольствие. Какая-то сытая наполненность, полнокровность царствовала в природе. Темные кусты папоротника притягивали взгляд, в такие дни так хотелось верить в чудо.

У дома, где проживал Степан вместе с семьями сыновей, кипела работа. Хозяева, воспользовавшись малой передышкой в летних крестьянских хлопотах, спешили расширить свое жилье, даже сторонних плотников пригласили. Степан, старик с белой окладистой бородой и удивительно прямой спиной, сновал между работниками, раздавая советы. Завидев меня, он, немного смутившись, пригласил в избу.

— Вы уж, того, простите, барин, тут у нас, сами видите, — произнес он тихо.

— Да, вижу, не ко времени. Сегодня я много спрашивать не буду, просто познакомимся.

— Да жаль мне вас, барин, что же понапрасну ноги-то бить? Вы садитесь на лавку, — гостеприимно предложил хозяин место под божницей.

— Расскажи о себе, — предложил я, приготавливая дорожный набор для письма.

— Да что рассказывать-то? Жил-жил, небо коптил, сынов родил, теперь вот к работе неспособный стал, разве что внучат смотреть.

— Много сказок знаешь? Где им
научился?

— Так я уж не помню, откуда слыхал. В детстве все бабок слушал, а у нас в деревне много сказочниц тогда было, а потом ездил извозчиком, а извозчику без байки и дорогу скрасить нечем.

Мне очень хотелось расспросить про Наполеона, но я решил не торопить старика, а просто попросил рассказать какую-нибудь маленькую сказочку и приготовился записывать.

Лицо старого Степана приобрело мечтательное выражение, его взгляд, устремленный куда-то вдаль, казалось, видит не беленые стены, а таинственный мир, заселенный чудесными персонажами. В избу постоянно заходили домочадцы и рабочие, которые не упускали возможности посмеяться над «блажью барина». Сеанс пришлось завершить, взяв слово продолжить в следующий раз.

Автор: Елена Гвозденко

© Shkolazhizni.ru


В новелле «Купальские сказки» рассказывается о поверьях ночи на Ивана Купалу. Есть в ней и особый жанр народных сказаний — историческая сказка про Наполеона.…К поездке в Ермолаевку меня подтолкнуло письмо давнего моего приятеля еще по годам студенческой молодости Петра Ермолаева. В письме он сообщал, что наслышан о моем интересе к сбору этнографического материала, о работе над книгой. «Моя малая родина, — писал Петр, — удивительный, самобытный край, где до сей поры живут по заветам стариков. Приезжай в имение родителей. Расположенное в шестидесяти верстах от уездного города, оно сохранило вековой уклад хозяйствования, не подпорченный современными изысками. У нас ты, мой друг, не просто сможешь собрать интересный материал, но и отдохнуть вдали от суетливого города. Родители мои живут совершенно натуралистично, по-крестьянски, среди первобытных суеверий и предрассудков. Батюшка самолично руководит всеми земледельческими хлопотами, а матушка все лето готовит бесчисленные припасы, которые большей частью пропадают из-за малого количества едоков. Живут они очень уединенно и будут рады тебе в качестве гостя. Наслышан я, что тебя в большей мере интересуют народные сказки, так вот, в близлежащей деревеньке проживает известный на всю округу старый Степан, изумительный рассказчик народных легенд. В его арсенале, ты не поверишь, есть целый цикл исторических сказок, явления редкого. Минувшим летом, к примеру, довелось мне услышать сказ о том, почему Наполеон пошел войной на Россию. Любопытнейшее народное толкование. К сожалению, дела лишают меня возможности составить тебе компанию, но родители примут тебя как сына», — написал мне Петруша. Признаться, я решился на путешествие ради этой самой сказки о Наполеоне. Имение Ермолаевка находилось в совершеннейшем российском захолустье, огороженном бескрайними полями и редкими лесами с прожилками слабо езженых дорог. Коляска, присланная за мной к станции, скрипела и стонала, заглушая расспросы возницы. Я с интересом осматривал деревушки, мимо которых мы проезжали: добротные избы с копнами соломы на крышах, ладные заборы и хозяйственные постройки говорили о состоятельности местных крестьян. Афанасий Егорович и Марфа Кузьминична, простодушные хозяева Ермолаевки, встречали меня на парадном крыльце, к которому, с некоторым шиком, подкатила наша коляска. — Вы, милостивый государь, Алексей Максимович, будьте снисходительны. Богатство это пришло к нам в зрелых годах, посему люди мы темные. Детишек вот всех обучили, в люди вывели, а самим уж поздно переучиваться. Люди мы простые, без изысков, но вам очень рады, — говорил Афанасий Егорович, подливая мне «на пробу» из нового графинчика — Пробуйте, пробуйте, это вишневая. Марфа Кузьминична — большая мастерица на наливочки-то. — И грибочки, непременно, пробуйте. Сейчас пост, но уж после Иванова дня обязательно велю готовить скоромное, — вторила хозяйка, пододвигая огромное блюдо с жареными грибами. — Не беспокойтесь, пожалуйста. Я очень признателен вам за то, что приютили меня. — Да уж какое беспокойство, мы тут одичали вовсе. Петруша писал, что вы, молодой человек, сказками интересуетесь. — Да, собираю сказки, пословицы, записываю обычаи, обряды. — Ишь ты, — заинтересованно произнесла Марфа Кузьминична, — до всего есть дело ученому уму. — У нас тут проживает известный сказочник, старый дед Степан. В былые годы он много поездил извозчиком, баек всяких наслушался, а теперь детвору тешит. — Наслышан я о Степане, мне Петр писал. Только вот получится ли разговорить, не любой крестьянин решается сказки «заезжему барину» сказывать. — А вы, Алексей Максимович, плату небольшую посулите. Ведь крестьянин всегда немножко рад обвести «наивного барина», которому вдруг захотелось за блажь заплатить. Удивительно, все эти сказки, песни — ко всему этому народ относится как к развлечению, потехе, но сбирает и охраняет тщательно. — Как вовремя вы приехали, скоро ведь ночь купальская, колдовская ночь. Молодежь гуляет шибко, костры жгут, в речке купаются, — видно было, что тема магии, местных обрядов была близка хозяйке. Я решил расспросить подробнее. — По преданию на Ивана Купала солнышко в реках-озерах омывается. С этого дня вода особо целебной становится. В такой водичке не место всякой нечисти, вот и вылезают они из омутов, да и по деревням шастают. А иные прямо под землю до поры проваливаются. — Уж ты, Марфушенька, гостя нашего не пугай, что он о нас подумает, скажет, дремучесть вековая, — смутился Афанасий Егорович. — Нет-нет, продолжайте, пожалуйста, Марфа Кузьминична. Только с вашего позволения, я записывать буду, не возражаете? — я достал дорожный набор для письма. — Извольте тогда пройти в кабинет, там сподручнее, — все еще робким голосом проговорил хозяин. — У нас верят, что на Купалу деревья с места на место переходят, да цветы промеж собой разговаривают, только не все это видеть и слышать могут, — продолжила хозяйка уже в кабинете, усевшись в обитое бархатом огромное кресло. Вся обстановка кабинета, вся эта запыленная помпезность, говорила о том, что хозяева пользовались им довольно редко. — Всякая трава, всякий корень от купальской росы силой особой набирается. Раньше у нас знахарки собранные пучки во дворе раскладывали на эту ночь. Но не только трава, пепел от костров, вы, наверное, знаете, что в эту ночь молодежь костры жжёт, да чрез них прыгает? Влюбленные прыгают парами, взявшись за руки. Коль рук не разомкнули — быть свадьбе. Так вот, у нас верили, что ведьмы собирают этот пепел и водичку купальскую, перемешивают, да обмазываются этой смесью. И будто бы от этого тело их становится легким и летает. — Марфушенька, — не выдержал Афанасий Егорович. Но заметив, что я с величайшей серьезностью записываю рассказ его супруги, сказал что-то про неотложность дел хозяйственных и вышел из кабинета. — А еще девушки у нас деревце обряжают купальское, Марену. Обломят березку, да наплетут из веточек венков, лент навяжут, цветов. Ходят вокруг Марены, да приговаривают: «Коло воды-моря Ходили девочки Коло Мареночки — Купало». А парни норовят деревце отобрать, да разломать. Если получится, то девушки новую Марену мастерят, а уж после заката в речку ее бросают. — Знали бы вы, Марфа Кузьминична, как ценны эти ваши рассказы, как ценны. Ведь за каждым обрядом отточенный столетиями смысл. — Не знаю я об этом ничего, да только так у нас испокон веков делают, значит, неспроста. В других деревнях девушки венки плетут, да в них лучинки зажигают. В самую ночь идут все вместе на речку, да бросают в воду, примечая: коль потухла лучинка или веночек стал у самого берега — быть беде, а коль поплыл далеко — к богатому замужеству. И обязательно на Иванов день идут купаться, ну тут уж смех, баловство. Вот так у нас празднуют. — А что ведьмы? — Что ведьмы? Поговаривают, что в эту ночь они на шабаш свой отправляются. Они же разные бывают — природные и ученые. Отличить их, якобы, очень просто. У природных обязательно есть хвостик, а от учебы он не отрастает, — хозяйка рассмеялась удивительно молодым, мелодично-девичьим смехом. — Пожалуй, хватит. Вам и отдохнуть с дороги надо. Мы приказали ваши вещи во флигель отнести, думаю, что там вам будет удобно. Вечером мы с хозяином прогуливались по имению. Афанасий Егорович с крестьянской гордостью показывал мне свое хозяйство, уговаривая отправиться с утра на рыбалку. Хозяин был охоч до этого занятия, но относился к нему, скорее, как к забаве. И вот теперь он спешил воспользоваться поводом «потешить гостя». К его глубокому огорчению, я отказался, изъявив желание отправиться к старому Степану уже на следующий день. Деревня, в которой проживал старый сказочник, находилась всего в двух верстах, и я решил пройтись пешком после довольно плотного завтрака. В провожатые мне дали молодого Григория, служившего у моих гостеприимных хозяев. Дорога по лесной просеке, мимо цветущих, пряных лугов, доставляла удовольствие. Какая-то сытая наполненность, полнокровность царствовала в природе. Темные кусты папоротника притягивали взгляд, в такие дни так хотелось верить в чудо. У дома, где проживал Степан вместе с семьями сыновей, кипела работа. Хозяева, воспользовавшись малой передышкой в летних крестьянских хлопотах, спешили расширить свое жилье, даже сторонних плотников пригласили. Степан, старик с белой окладистой бородой и удивительно прямой спиной, сновал между работниками, раздавая советы. Завидев меня, он, немного смутившись, пригласил в избу. — Вы уж, того, простите, барин, тут у нас, сами видите, — произнес он тихо. — Да, вижу, не ко времени. Сегодня я много спрашивать не буду, просто познакомимся. — Да жаль мне вас, барин, что же понапрасну ноги-то бить? Вы садитесь на лавку, — гостеприимно предложил хозяин место под божницей. — Расскажи о себе, — предложил я, приготавливая дорожный набор для письма. — Да что рассказывать-то? Жил-жил, небо коптил, сынов родил, теперь вот к работе неспособный стал, разве что внучат смотреть. — Много сказок знаешь? Где им научился? — Так я уж не помню, откуда слыхал. В детстве все бабок слушал, а у нас в деревне много сказочниц тогда было, а потом ездил извозчиком, а извозчику без байки и дорогу скрасить нечем. Мне очень хотелось расспросить про Наполеона, но я решил не торопить старика, а просто попросил рассказать какую-нибудь маленькую сказочку и приготовился записывать. Лицо старого Степана приобрело мечтательное выражение, его взгляд, устремленный куда-то вдаль, казалось, видит не беленые стены, а таинственный мир, заселенный чудесными персонажами. В избу постоянно заходили домочадцы и рабочие, которые не упускали возможности посмеяться над «блажью барина». Сеанс пришлось завершить, взяв слово продолжить в следующий раз. Автор: Елена Гвозденко © Shkolazhizni.ru
Похожие статьи




Комментарии (0)

Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной статье отстуствуют, Вы можете стать первым.
Комментарии для сайта Cackle
Добавить комментарий


  • image
  • image
  • image
  • image
  • image
  • image
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика