Великий кайзер: 5 модных революций Карла Лагерфельда - «Мода»
«При слове „дизайнер“ большинство людей в первую очередь думают о Карле Лагерфельде. Они представляют его темные очки и его странный маленький белый хвостик, его накрахмаленные белые рубашки и его черные джинсы. Они думают, может быть, о его черных перчатках без пальцев и его серебряных украшениях Chrome Hearts. Они думают о его возмутительных или забавных заявлениях, его великих жестах и его одержимости своей кошкой Шупетт, которая стала одним из его наследников», — писала о Карле Лагерфельде колумнист The New York Times Ванесса Фридман после его смерти. 19 февраля 2019 года жизнь великого дизайнера оборвалась, хотя казалось, что Карл так прочно связан с индустрией моды, что будет жить вечно. Впрочем, так оно и получилось — даже после смерти преемники кайзера настолько бережно хранят его наследие, боясь испортить все то, что Лагерфельд последовательно создавал в течение десятилетий, что можно с уверенностью сказать — в истории моды нашего времени нет более влиятельного человека, чем Лагерфельд, и не существует более четкого ДНК бренда, чем у французского дома Chanel.
Однако, каким бы непреложным ни был авторитет кайзера, отрицать то, что собственного узнаваемого почерка у Лагерфельда нет — довольно сложно. На протяжении многих лет он выстраивал свой бизнес, удачно подстраивая под настоящее время все то, что уже было кем-то создано, и буквально перекроил целое пособие по истории моды. В пяти основных шагах мы решили рассказать, как Карлу удалось из наследия предшественника создать Империю и почему других таких же трудоголиков сейчас в мире моды не существует.
Поражать своей работоспособностью
Судя по количеству работы на разные бренды, а также проведение собственных съемок и руководство личным одноименным лейблом Karl Lagerfeld, дизайнер никогда не спал и никогда не отдыхал — при такой загрузке на это просто не хватило бы времени. В 1958 году его пригласили в дом моды Жана Пату, спустя семь лет Карл уже возглавляет итальянский дом моды Fendi, создавая поразительные изделия из кожи и меха, на которые раньше никто не решался. Спустя год его вербуют Chloé: не все помнят, но многие неотъемлемые части ДНК бренда были заложены именно Карлом в далекие 70-е. С 1983 года Лагерфельд возглавлял дом Chanel и совмещал это с работой в бренде Fendi, которому в итоге подарил 54 года своей жизни. Он работал буквально круглосуточно, причем над совершенно разными задачами — даже в возрасте 85 лет он заставлял юные модные дарования завидовать его трудоголизму и эффективности.
Переосмыслить чужие идеи (и сделать их хитами)
Современники не устают сравнивать Карла Лагерфельда с другим культовым героем XX века — Ивом Сен-Лораном. Они были великими соперниками как в индустрии, так и в личной жизни. Однако Карла никогда нельзя было причислить к категории «изобретателей» — таких, как, например, Кристиан Диор, Кристобаль Баленсиага или тот же Ив Сен-Лоран. В свое время Карл сумел настолько интересно подать разработки своей предшественницы, что никогда (даже при жизни самой основательницы дома Коко) бренд Chanel не был настолько популярным, каким стал с приходом дизайнера-немца.
Ни один другой модный дом не сможет похвастаться таким количеством общепризнанных символов — от твидовых костюмов с жакетами букле, камелий и стеганых сумочек до маленьких черных платьев и длинных нитей из искусственного жемчуга. Согласитесь: когда вы видите на подиумах твидовый костюм, вы в первую очередь думаете о Chanel.
Удивительно и то, насколько дизайнер, разменявший девятый десяток, мог тонко чувствовать молодое поколение. Лагерфельд был одним из первых дизайнеров, создававших новый и интересный контент для миллениалов, расширив возможности Chanel далеко за пределы дизайна «для успешных женщин за сорок», превратив люкс в настоящий культ. Он сломал барьеры, разделяющие моду и роскошь: многие нередко сравнили его с Энди Уорхолом, с которым Карл познакомился в 1970 году.
Провоцировать так, чтобы это не отражалось на репутации бренда
«Они толстые мумии, сидящие на своих диванах перед телевизором с пакетом чипсов и говорящие, что модели — страшные», — эта фраза о полных девушках давно вошла в золотой фонд цитат Карла Лагерфельда. Сложно представить, что кто-то из дизайнеров скажет такое сейчас, однако от Карла можно было ожидать всего — за словом кайзер в карман не полезет. С возрастом он стал мягче, однако критиковать коллег по цеху (и культовых селебрити) он не перестал. Причем под горячую руку Карла могли попасть все без исключения: ему даже позволили довольно жестокие колкости в адрес британской королевской семьи (читайте также: Без церемоний: как Карл Лагерфельд провоцирует британских монархов). «Плохие пропорции, уродливые шляпы, короткие юбки на толстых ногах», — так он высказался о свадьбе Кейт Миддлтон и принца Уильяма, а сестру будущей королевы-консорта Великобритании и вовсе, по мнению Карла, лучше показывать только со спины. Удивительно другое: Карл Лагерфельд всегда был неотъемлемой частью французского дома, при этом его жесткие выражения никогда не расценивались как позиция бренда.
Выбирать муз подстать себе
Среди муз Карла Лагерфельда — целый ряд неординарных девушек, которых с брендом ассоциировать, на первый взгляд, крайне сложно. Например, Кристен Стюарт — вряд ли без патронажа Лагерфельда она смогла бы так быстро избавиться от вечного образа безэмоциональной Беллы Свон из «Сумерек». Ее уж точно совсем не ожидаешь увидеть среди культовых посланниц Chanel — и так или иначе, она настолько легко подстроилась под эстетику Дома, что и сейчас остается одной из самых преданных поклонниц и узнаваемых лиц французского дома. В 90-х Карла вдохновляла юная Ванесса Паради, а спустя несколько десятилетий — и ее дочь Лили-Роуз Депп. И сложно понять, кому роль девушки Chanel удалась лучше.
Вырастить достойных преемников
После новости о смерти кайзера мир замер: сложно было представить достойного преемника, который бы соответствовал Лагерфельду. И хотя на последних показах Карл выходил на поклон вместе со своей помощницей Виржини Виар, лицом для индустрии она все еще оставалась слишком малоизвестным. Поэтому после новости о своем высоком назначении правая рука Лагерфельда успела напугать не один десяток критиков (читайте также: Кто такая Виржини Виар и почему ей доверили сменить Карла Лагерфельда в Chanel).
Очевидно, что Карл давно готовил себе смену, а Виар — совершенно не случайный в этой цепочке человек. И то, что Карл не ошибся с выбором, стало ясно уже по первой коллекции, разработкой которой полностью руководила Виржини. Все тот же узнаваемый дизайн, все составляющие универсальной формулы «Карл для Chanel» — но так свежо и смело, что обновленный Chanel выглядит ничуть не хуже того, который десятилетиями создавал кайзер. Карл просто не мог ошибиться, еще при жизни сделав все, чтобы Chanel всегда был в надежных руках. И тонкий расчет — кажется, главная черта характера гения в индустрии моды.
Фото: Getty Images
Комментарии (0)
Комментарии к данной статье отстуствуют, Вы можете стать первым.